От того, какой засов или задвижка на калитку будут выбраны, во многом зависит уровень безопасности строения. Как известно, калитка без них бесполезна и непрактична. Чтобы надежно защитить свое жилье от непрошеных гостей, необходимо позаботиться о качестве засова. В основном задвижка для калитки идет с заводским замком, но можно постараться и сделать прочный механизм своими руками.
Кованый засов
Виды запоров
Прежде чем покупать засов, надо изучить его функционал и способы крепления к воротам. Запорные механизмы различаются между собой внешним видом, крепежом и самим устройством.
Самодельные конструкции по-разному фиксируются на калитке.
Различаются следующие способы крепления:
- Запоры, которые расположены в центре или внизу ворот, называются горизонтальными. Чаще всего они используются на гаражах. Обычно это так называемая щеколда с петлей-фиксатором, оболочкой и металлическим стержнем подвижного типа. Запоры в виде прутов из стали, которые служат как подвижная часть и располагаются в основном вверху или внизу ворот. Иногда их устанавливают по центру, как в горизонтальных запорах. Такое крепление называют вертикальным и применяют для распашных ворот и калиток.
- Некоторые задвижки ставят как дополнительный крепеж к основному замку или засову. Такие модули имеют средний уровень защиты, поэтому лучше фиксировать их в паре с другими, более прочными.
Все эти запоры можно видоизменять и дополнять в зависимости от типа и качества ворот и пожеланий хозяина частной собственности. К примеру, горизонтальные запоры лучше устанавливать по две штуки сверху и снизу, нежели закреплять один в центре. Первый вариант будет гораздо надежнее.
Обычная задвижка
Особенности
Засовом принято называть запорный механизм, фиксирующий створки ворот в закрытом состоянии. При наличии качественно установленного запора существенно упрощается процесс эксплуатации ворот. При этом сама входная конструкция в ограждении становится гораздо более надёжной. В основном модели воротных засовов предназначены для открытия створок только изнутри и не предусматривают использования ключей. То есть, открыть механизм с наружной стороны не получится.
Отсюда следует, что не понадобится носить с собой никакие дополнительные ключи. С качественным засовом для ворот минимизирован риск проникновения злоумышленников на частную территорию. Это устройство способно удерживать закрытыми даже очень массивные створки.
Выбор механизма
Если это ваша первая самодельная конструкция, то лучше начать с простейших элементов. Данный опыт, несомненно, пригодится для выполнения более сложных засовов.
Простой засов
Это самое легкое приспособление для крепления на воротах. Чтобы его закрепить, нужно запастись тремя скобами из металла, шпингалетом и основой для него. Потом скобы надо приварить сваркой к внутренней стороне ворот и закрепить на них шпингалет. Дальше для крепости к скобам прикручивают перпендикулярно к полу ограничитель. Главное, чтобы он был чуть выше скоб.
Изготовить очень просто
Запоры на проушинах
Такая конструкция не займет много времени для сборки. Любой дилетант легко справится с этой задачей. Потребуются проушины, купленные в магазине или выполненные из металлических пластинок.
Принцип работы
Варианты конструкции по принципу работы можно разделить на несколько типов.
Защелка на деревянной створке
Винтовые защелки
Простую винтовую защелку крепят с наружной части калитки. Данная модель состоит из стержня с нарезанной резьбой и замком отпирания, имеющим маленький шпиль и паз. Механизм запирания активируется ключом с необходимой прорезью и шпилем на конце.
Такую щеколду на калитку можно легко смастерить самому. Готовое изделие рекомендуется оцинковывать, чтобы продлить срок эксплуатации.
На даче
Сложность этой самодельной конструкции заключается в том, что в дверном проеме должно находиться достаточно свободного пространства для резьбовой выемки, в которую вкручивается непосредственно ключ в виде стержня. Причем этот накладной механизм очень просто взломать с помощью подбора схожего ключа.
Накладные сдвижные запоры
Это механизм, легко закрепляющийся на ровный металлопрофиль. За счет плоского стержня такой запор обеспечивает прочность закрывания дверного полотна. Механизм можно закрепить или с внутренней, или с внешней части забора. Для большей эффективности с наружной части можно поставить навесной замок.
Чертеж засова для ворот
Поворотный пазовый механизм
Это простой по конструкции замок, имеющий высокую эффективность и степень защиты против взлома. Устройство можно собрать самому, но будут необходимы определенные познания и оборудование. Ключ, опускающийся во время вставки в щель, круговыми вращениями активирует зубчатый механизм, отпирающий створку.
Реечный ригельный механизм
Это изделие можно купить в торговой сети «Леруа Мерлен». Изготовить такое запирающее приспособление самостоятельно может лишь специалист. Конструкция состоит из ключа с выемками и запорной основы. Этот механизм имеет высокую прочность и продолжительное время службы, но есть вероятность подделки ключа. Поэтому для запирания двери часто пользуются каким-либо дополнительным фиксатором.
На фото ниже представлена накладная задвижка.
Металлическая дверь в заборе
Врезная конструкция для калитки
Это самая популярная конструкция запорных механизмов, продающаяся в каждом строительном магазине. Чтобы установить этот замок, необходимо вырезать паз в основе створки. Надежность такого устройства очень высокая.
Защелки с креплением на основе пружины
Такие конструкции чаще всего устанавливаются с внутренней части. Они являются дополнительным запорным механизмом на защелкивающей основе. Их пружинное устройство дает возможность с легкостью активировать защелку.
Устройство
Кодовый замок на калитку
Это удобный замок с высокой степенью надежности. Механизм активируется за счет одновременного нажатия клавиш в соответствии с предварительно установленной цифровой комбинацией. Для надежности лучше всего регулярно менять код.
Схема с размерами
Электромагнитный замок
За счет новейших технологий электромагниты практически нельзя взломать. Замок магнитного типа можно приобрести в магазинах. Для установки конструкции, вероятней всего, будет необходима помощь мастеров.
Благодаря усиленному магниту, работающему с помощью электричества, закрытая калитка прочно фиксируется. При запирании полотна происходит автозакрытие. Открывается устройство при помощи магнитной карты или кнопки.
Уличная электрозащелка
Электромеханическая защелка
Электромеханический замок – это устройство, где объединены механическая и электронная конструкция. Потому в комплекте с замком находятся 2 вида ключей – электронный и механический. Калитка запирается в автоматическом режиме.
Электромеханическое устройство для дворовой калитки из профлиста по виду и конструкции практически не отличается от простого механического замка. Отличает электрозащелку только установка специального электронного блока для управления механизмом.
Электромеханический замок
Есть множество разных запорных устройств, которые используют для защиты приусадебной территории. С учетом сложности определенного механизма можно приобрести замок в магазине либо сделать самому.
Чтобы определиться в выборе вида защелки, также можно посмотреть видео ниже.
Современный рынок запорных механизмов
Прогрессивные методы разработки надежных моделей запоров для ворот и калиток позволяют владельцам загородных участков приобретать электромеханические и электромагнитные замки.
Надежность второго типа объясняется в подаче силы напряжения, которая и приводит в действие створки ворот. Магнит имеет свойство буквально прилипать к металлической поверхности, и открыть его без применения набора специальных инструментов не представляется возможным в принципе.
Данный комплект отличается дороговизной, но, по мнению экспертов в этой области, затраты полностью и целиком себя оправдывают. Самые последние модели открываются после подтверждения отпечатка пальца хозяина усадьбы. Сделать подобный механизм своими руками без специальных навыков нельзя.
Обычная конструкция защелки для калитки
Вертушка из доски
Деревянная вертушка — простое и оригинальное решение для ворот на даче. Для изготовления необходима длинная доска, а вторую надо порезать на 4 куска.
На краю створки крепится болтом доска. Она должна свободно вращаться вокруг оси. Ее следует поставить в горизонтальное положение и наметить места под крепление скоб. Делать их проще всего из второй доски. В местах крепления устанавливают прокладки по толщине основного запора.
При вращении доска должна заходить в деревянные полупетли. Поэтому один разъем смотрит вверх, второй с противоположной стороны — вниз. Для ворот из профлиста можно использовать полосу листового проката.
Надежный запор получится, если с одной стороны приварить петли и закрывать вертушку на замок. Прикрепив к осевому болту ручку снаружи, можно свободно входить с улицы во двор, если калитка расположена далеко и хватит сил провернуть балку. Чем длиннее запорная полоса, тем лучше выравниваются створки ворот и труднее открыть снаружи.
Как изготовить засов самостоятельно
Да, сегодня можно купить надежный замок, который имеет несколько уровней защиты. Но некоторые умельцы продолжают применять свои знания на практике и делают несложные механизмы на калитку своими руками.
Итак, чтобы смастерить самый простой запор при помощи стержня и скоб, потребуются некоторые материалы и инструмент:
- аппарат для сварки;
- труба со стержнем;
- электрическая дрель;
- болгарка.
Схема изготовления засова
Металлические изделия (труба и прут) должны подбираться так, чтобы стержень свободно входил в трубу. Например, для тонкой трубы подойдет обычная арматура или профильная круглая трубка.
Дальше трубу надо разделить на два куска, длина которых зависит от длины створок. Отрезанные куски приваривают на одном уровне и вставляют в них подвижный стержень, на который крепится ручка. Также один конец можно загнуть таким образом, чтобы была возможность легко поворачивать модель в разные стороны.
Схема задвижки из обрезков трубы
Данную конструкцию можно дополнять различными крепежами, пружинами и петлями и тщательно продумать, как сделать более прочным основание запора.
Монтаж задвижки на калитку
Задвижку на калитку такого типа легко соорудить своими руками. Основным элементом конструкции является увесистая щеколда с набором приспособлений. Такую пластину можно изготовить или самостоятельно, или приобрести в готовом виде с набором расходников.
Изготовление разных разновидностей
Главная задача засосов – это обеспечение безопасности территории. С их помощью удается уменьшить риск проникновения злоумышленников на участок.
При изготовлении щеколды для откатных или распашных ворот стоит уделить внимание надежности механизма. Внешний вид механизма не так важен, так как установка засова происходит с внутренней части двора.
Стоит подробнее рассмотреть, как изготовить своими руками наиболее распространенные виды затворов.
«Вертушки»
Часто встречается на воротах гаражей и других построек. Вертушка – устройство с простым механизмом работы, подвижная часть которого представляет собой деревянный брусок. Основные параметры детали:
- длина от 1,5 метров;
- толщина от 5 до 10 см.
Деревянные балки крепят на швеллеры, фиксация которых осуществляется посредством болтов. Такой подход позволяет добиться максимальной неподвижности конструкции. Для работы может потребоваться сварочный аппарат или дрель, если первого нет в доступе. Балки крепят на два швеллера, один из которых устанавливают чуть выше, другой – чуть ниже.
Вращение «Вертушки» должно происходить против часовой стрелки.
Особенности сборки и монтажа засова.
- Если под рукой нет швеллеров, то механизм делают из железных полос толщиной до 5 мм или брусков. В случае использования профильной полосы, ее длина не должна превышать 2/3 ширины ворот.
- Кручение вертушки происходит с помощью болта, устанавливаемого в фиксирующую створку. Высота крепления болта должна составлять 60-70 см от земли, чтобы получилось без труда обеспечить запирание створок.
- На каждое полотно ворот нужно приварить профили паза, куда впоследствии будет попадать полоса во время закрытия ворот. Высота расположения профилей составляет 60-70 см.
- Полоса «вертушки» в закрытом положении должна слегка выступать за края профиля. Такой хитрый подход поможет продлить срок службы механизма и обеспечит надежную фиксацию створок.
Чтобы во время вращения болта не возникло никаких проблем, стоит надеть на него по две шайбы. Также снаружи шляпку болта рекомендуется сточить и закрасить, чтобы он стал незаметным.
«Шлагбаума»
Это разновидность вертушки со схожей конструкцией. Единственное отличие – фиксация стальной полосы происходит с помощью швеллера, привариваемого вдоль короткой стороны створки.
Также иногда приваривают проушины на конце швеллера, чтобы использовать в будущем навесной замок.
Шлагбаум для уличных ворот можно сделать самостоятельно, механизм быстро собирается.
- В качестве основы берут деревянный брус или стальную пластину. Длина изделия должна быть меньше 60 см.
- Конструкцию крепят к створке, используя болты в роли крепежных элементов. Расстояние, на котором нужно вкручивать болт, составляет 1/3 от края.
- Далее берут два швеллера длиной до 10 см и приваривают. Ширина профиля не должна быть больше ширины бруса. Если была использована стальная пластина, то профиль можно заменить обрезанным уголком. При этом нужно добиться, чтобы деталь плотно внедрялась между двумя элементами – уголком и створкой.
Иногда шлагбаум усиливают замком. Для этого приваривают петлю к одной из сторон пластины, куда впоследствии будет крепиться запор. Второе кольцо нужно будет закрепить на створке.
«Шпингалета»
Существует два вида шпингалетов: вертикальные и горизонтальные. Последние представляют собой более простую конструкцию, которую устанавливают с одной стороны неподвижной створки. Такие шпингалеты изготавливают в форме буквы Г. Для сборки механизма используют арматуру диаметром 12-14 мм, длина стержня составляет 70 см. Чтобы собрать вертикальный шпингалет, потребуется следующее.
- Приварить к нижним краям створок куски трубы одинаковых размеров. Диаметр неподвижной трубы необходимо подбирать так, чтобы прут арматуры смог войти в отверстие.
- Зацементировать с двух сторон пола гаража еще два куска трубы. Они выступят в качестве фиксаторов для запорной арматуры.
Последний этап подразумевает обрез арматурных стержней до нужной длины и последующее использование шпингалетов. Чтобы открывать ворота было удобнее, рекомендуется приварить с двух сторон створок фиксирующие пазы. Горизонтальные шпингалеты считаются более функциональными.
Для изготовления подобного запора потребуется металлическая труба диаметром от 10 мм и более. Материал впоследствии необходимо будет разрезать на три куска.
Длина одного должна составить 10 см, остальных – по 5 см.
Сборка шпингалета происходит следующим образом.
- Сначала самую длинную трубу приваривают к нижней части полотна ворот. Кусок располагают горизонтально.
- Далее берут короткие куски. Один тоже приваривают к краю, устанавливая противоположно первой трубке.
- Третий этап подразумевает вдевание в оба куска шпингалета, собранного из Т-образного штыря. Для сборки используют прут, диаметр которого подбирают с учетом того, чтобы он смог без труда войти в трубу.
- Затем шпингалет перемещают до упора. На край готового механизма приваривают оставшийся отрезок металлической трубы.
Чтобы засовы служили долго: совет
Без защиты от внешних проявлений любой запор вряд ли долго прослужит. Понадобится потайная ниша из металла или другого материала, чтобы на сам механизм не поступала влага. Применение машинного масла для смазывания рабочих механизмов будет нелишним.
Для изготовления запора для откатных ворот с калиткой нужно всего лишь точно измерить будущую конструкцию и начертить верный чертеж. Только при таких условиях защелку изготовит любой мастер, имеющий набор необходимых инструментов для точных работ.
Пример задвижки из дерева
В случае если замок, который понравился, изготовить своими силами не удалось, можно всегда обратиться в надежную компанию, где за вполне доступную цену сделают качественный монтаж запора.
Штыри и защелки для откатных ворот
Как сделать засов на откатные ворота. Усилие при открывании направлено горизонтально. Для фиксации створки достаточно использовать вертикальный штырь.
- Взять калиброванный прут диаметром 10–12 мм. Один конец его согнуть под прямым углом – это будет ручка. Второй сточить на конус и закруглить.
- На металлическую пластину приварить по краям 2 куска трубы длиной до 20 мм. Внутренний диаметр подбирается с расчета плотного вхождения прута.
- В крайнем положении ворот отметить точку касания конца штыря и забить в грунт трубку. В нее пруток должен входить на глубину 50–70 мм.
- На штыре отметить в закрытом положении точку выше нижнего кольца трубы и приварить к ней штырек параллельно направлению ручки. На пластине сделать ограничители. В закрытом положении они не должны позволять пруту подниматься вверх. Когда ворота открыты, достаточно повернуть ручку параллельно полотну, и фиксатор задержит засов в открытом положении.
На что еще обратить внимание
Ограждение в виде калитки или ворот самостоятельно существовать не может, так как изначально конструируется под какой-либо вид запора.
Обычно по желанию пользователей калитки запор устанавливается как отдельный элемент, не зависящий никоим образом от ворот.
Типовая модель засова
Требования к запору на калитке должны соответствовать простым и практичным решениям. Одним словом, открываться она должна легко и без особых усилий. Также все шпингалеты, защелки и задвижки на ней должны сочетаться с общим видом ограждений, не нарушая целостности архитектурных форм.
Наличие потайного замка
Довольно часто можно встретить такой вариант, когда на дверном полотне калитки отсутствует, и отверстие для ключа и какой либо другой механизм, при помощи которого можно было бы его открыть, то в тоже время дверь является запертой изнутри. Если же внимательно присмотреться, то можно увидеть, то, что с обратной стороны попросту была установлена задвижка. Но если он установлен внутри, а наружных элементов для открытия нет, то, как же с ним работать снаружи? Если подробно в этом не разобраться, то вопрос непонятен. А всё дело в том, что на самом полотне имеется своего рода шестиугольная шляпка. Её нужно провернуть с помощью индивидуального ключа. А со стороны двора располагается рейка, которая именно при закрытии или же открытии вращает основное устройство. Сделать такую конструкцию довольно просто.
Хвостик заготовленного болта делается плоским и на его основание прикрепляется задвижка, в которой и производится прорезь под эту заточку.
Сама схема сбора данной конструкции выглядит следующим образом:
- просверливается отверстие для болта, который имеет резьбу;
- при помощи сверла с большим диаметром производится углубление для самой головки болта таким образом, что он идеально заходил в углубление;
- с обратной стороны следует закрепить две шайбы на болте и прижать таким образом, чтобы головка болта стала «невидимой»;
- на заготовку нужно поместить задвижку и прижать её к полотну при помощи гаек.