О том, как правильно читать характеристики наушников, мы вам уже рассказывали. Надеемся, что вы разобрались и взяли эту информацию на заметку. Сегодня поговорим о том, какими бывают наушники, то есть классифицируем их по различным признакам.
По акустическому оформлению
По акустическому оформлению или конструкции все наушники можно разделить на три типа: закрытые, открытые и полузакрытые (полуоткрытые).
- В наушниках закрытого типа
драйвер излучает звуковую волну только в ухо, они герметичны снаружи. Закрытые наушники отлично подходят для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу звучания. То есть, люди рядом не слышат музыку, которая проигрывается в наушниках, но и тот, кто в наушниках, не слышит внешних звуков. Такая шумоизоляция называется пассивной.
Достоинства:
- плотная посадка и отличная шумоизоляция;
- отсутствие слышимости для окружающих;
- сочный бас;
- детальный звук даже на небольшой громкости.
Недостатки:
- недостаточно реалистичный звук, по сравнению с открытыми наушниками;
- небезопасно для прослушивания на оживленной улице;
- при длительном прослушивании может заболеть голова.
- В открытых наушниках
драйвер излучает звук во всех направлениях. В них слушатель не изолирован от шума, как и окружающие не изолированы от его музыки. По сравнению с наушниками закрытого типа, открытые наушники подарят вам более качественный звук, так как в этом случае звук не искажается отражением внутри герметичного корпуса.
Достоинства:
- максимально реалистичный, неокрашенный и четкий звук;
- безопасность, заключающаяся в возможности услышать предупреждающие сигналы, например, автомобиля;
- удобные амбушюры, когда уши не потеют, а голова не болит.
Недостатки:
- низкая шумоизоляция, не позволяющая полностью погрузиться в прослушивание;
- раздражение окружающих звуком из наушников;
- басы звучат хуже, чем в закрытых наушниках.
- Очевидно, что полузакрытые или полуоткрытые
(это одно и то же) наушники обладают частичной шумоизоляцией. Такие наушники имеют закрытую чашку с отверстиями. Часто подобные наушники приобретают для профессиональной деятельности, так как они обеспечивают и некоторую звукоизоляцию, и реалистичность звучания при возможности длительного использования. Однако полностью погрузиться в музыку не получится, так как долю внешнего шума они всё же пропускают.
Какие наушники выбрать? Ответ на этот вопрос зависит от поставленных задач и акустической обстановки, в которой будут использоваться наушники. Если вы планируете слушать музыку в наушниках в шумных местах (транспорт, студия во время записи вокала или инструментов), то лучше выбрать наушники закрытые. Когда звук из наушников никому не мешает (например, дома или когда вы работаете один), а внешние шумы могут предупредить, например, об опасности (на улице), можно использовать открытые наушники.
Комплект поставки
Наушники поставляются в черной коробке сделанной под карбон, где на удивление, вы не найдете всех этих наклеек «Hi-res», «High-definition» и так далее которые заметно дешевят наушники уже из коробки. Здесь же изображена только картинка самой модели и её название, больше ничего. Такое дизайнерское решение даже не наушников, а просто коробки хорошо предрасполагает к себе и настраивает на то, что внутри качественная вещь.
В самой коробке вы сможете найти качественный двойной кабель на 3.5 мм, переходник с 3.5 на 6.3 мм и мешочек для хранения. Этот самый мешочек меня немного разочаровал, конечно же хотелось бы хоть какой-то защитный кейс, но даже за него уже спасибо, поскольку те же Sennheiser и Beyerdynamic в этом ценовом диапазоне не предлагают вам ни кейса, ни чехла.
По конструкции
По конструкции, посадке, форм-фактору выделяют три типа наушников: полноразмерные, накладные, внутриканальные и вкладыши.
- Полноразмерные наушники
называют также охватывающими, мониторными или дуговыми. Они имеют оголовье, крупные амбушюры, которые полностью охватывают уши, не прижимая их к голове. Редко, но всё же можно встретить наушники без амбушюр (например, AKG K1000). Полноразмерные наушники удобные в использовании, так как имеют комфортную посадку, но при этом громоздкие, не для прослушивания с головным убором. Полноразмерные наушники универсальны. Закрытые мониторные наушники имеют не самую высокую шумоизоляцию, их чувствительность недостаточна для портативных источников звука, поэтому они требуют усиления. В связи с этим, мониторные наушники применяются в основном в помещениях, например, в студиях звукозаписи.
- Накладные наушники
более компактны, что делает их более портативными. Амбушюры плотно прижимаются к ушной раковине, динамик расположен ближе к уху, поэтому чувствительность накладных наушников обычно выше, чем у полноразмерных. Накладные наушники идеальны для непродолжительного использования из-за давления амбушюр на уши.
- Внутриканальные (вакуумные) наушники
вставляются непосредственно в слуховой канал, создавая там что-то типа вакуума, и держатся там, благодаря силиконовым амбушюрам. Благодаря близкому расположению излучателя к уху, в таких наушниках можно слушать музыку негромко при сохранении четкости звука. Подобные наушники часто используются на улице, в транспорте, во время занятий спортом и т.д.
Достоинства:
- компактность,
- пассивная шумоизоляция (закрытые наушники),
- универсальность,
- высокая чувствительность.
Недостаток: при прослушивании музыки на высокой громкости, можно нанести вред слуху.
- Вкладыши (таблетки)
– наушники, которые вкладываются в ушную раковину, а не вставляются в слуховой канал. Чаще всего бывают открытыми или полуоткрытыми, реже закрытыми, но при этом всё равно пропускают внешние шумы за счет неплотного прилегания к слуховому каналу. Из достоинств можно отметить компактность и низкую цену (за исключением AirPods). Вкладыши удобно использовать на улице, но в транспорте звук будет мешать другим пассажирам, если наушники являются открытыми.
Источник сигнала для ленточных наушников
У ленточных излучателей есть свои особенности при их использовании. Самая важная — электрическое сопротивление порядка сотых долей ома. Это значит, что напрямую подключать их к обычным источникам нельзя. Вернее можно, но переживет ли источник это подключение или нет — никто не гарантирует. Как правило, в усилителях на выходе есть защита от короткого замыкания в виде резистора. Если повезет, и усилитель не сгорит, звук всё равно будет очень тихим. Все выходы для наушников в подавляющем большинстве устройств имеют возможность выдавать на выход ток порядка 50 мА, в особых случаях до 100 мА. Этого мало.
Необходимо согласовать электрическую нагрузку и источник сигнала, чтобы их входное и выходное сопротивление было как можно более близким. Таким образом, нужен источник сигнала с минимальным внутренним сопротивлением. Этого можно добиться двумя способами.
Использовать трансформатор. Разумеется, для такого трансформатора выдвигаются особые требования. В идеале его сердечник должен быть из специального железа с минимальным гистерезисом, но на крайний случай подойдет и обычное железо из трансформаторов напряжения бытовых сетей. Одна обмотка должна иметь сопротивление порядка выходного сопротивления усилителя, а вторую обмотку, которая обычно в таком случае делается из литцендрата, из нескольких витков с сопротивлением пары знаков после запятой. Однако, необходимо, чтобы вторая обмотка подключалась к ленте как можно ближе, чтобы минимизировать сопротивление, так как даже метр обычного кабеля будет иметь сопротивление на два порядка выше, чем сопротивление ленты и вновь возникнет рассогласование. Таким образом, трансформатор должен находиться непосредственно у ленты, что несколько неудобно из-за большого веса наушников в таком исполнении. Кстати, ленточные наушники идеально подходят к ламповым усилителям, где как раз есть выходные трансформаторы. Правда при таком сценарии нужно использовать довольно толстый провод.
Второй вариант заключается в создании специализированного усилителя. Строго говоря, можно брать готовый мощный усилитель (хотя бы на 5-10 Вт), только использовать переходник с балластным сопротивлением. Этот резистор согласует (с выделением тепла) выход усилителя и вход наушников, таким образом усилитель работает в своем штатном режиме, а наушники получают наиболее качественный сигнал. Стоит упомянуть, что можно собрать усилитель так, что ему может и не требоваться такой резистор, но эта задача уже для профессиональных электронщиков, к коим я себя не отношу. В любом случае КПД такого решения будет очень низким. Но это того стоит, как минимум, из-за комфорта.
Я придерживаюсь второго варианта со специальным усилителем. Зачем ставить трансформатор, если можно его не ставить? К тому же даже для обычных затычек я используют отдельный усилитель, под ещё один у меня всегда найдется место. Самодельный усилитель по многопетлевой схеме из китайских не оригинальных TDA2030A и OPA2134. Об этом говорит то, что ток покоя усилителя с тремя (!) TDA2030A составляет 70 мА, судя по показаниям ЛБП, при норме по даташиту одной TDA2030A в 80 мА. Все-таки мне очень интересно, что мне подсунули под видом этих ОУ. Накинув балластное сопротивление 15 Ом мне удалось получить нужный выходной ток и получить нужный режим работы ОУ, который для моих излучателей составляет около 0.45 А на канал на максимальной громкости. На этом уровне слушать их на голове невозможно, а вот использовать как небольшие колонки — вполне. И сколько угодно тише играет тоже неплохо.
По типу излучателей
В наушниках излучатели бывают пяти типов: динамические, арматурные, планарные, электростатические и гибридные.
- Динамические наушники
являются самыми популярными, их технологии постоянно совершенствуются и даже при невысокой стоимости наушников они выдают качественный звук. Динамический излучатель в наушниках работает по тому же принципу, что и динамик акустической колонки. К конусному диффузору подсоединена магнитная катушка. При появлении в катушке электрического тока, вокруг нее возникает магнитное поле, которое приходит во взаимодействие с диффузором. Диффузор вибрирует при изменении поля (переменном токе), генерируя звуковые частоты.
- Арматурные наушники
быстрыми темпами набирают популярность, благодаря тому, что при своих компактных размерах обеспечивают высокую детальности звучания. Такие наушники часто применяют для мониторинга звука на живых концертах. Благодаря компактности арматурных излучателей, в один наушник можно вставить их несколько, при этом каждый из них будет ответственным за определенный частотный интервал: ВЧ, НЧ и середину.
- Электростатические наушники
– элитные наушники высокого класса. Звук генерируется при колебаниях ультратонкой мембраны в магнитном поле между двумя решётками-статорами. Данное устройство является очень дорогим в изготовлении, к наушникам требуется мощный усилитель, зато модели с электростатами могут похвастать максимально точным воспроизведением звука и быстрым откликом, что очень ценится профессионалами и меломанами, готовыми платить высокую цену за возможность наслаждаться качественным звуком.
- Планарные наушники
включают в себя два подтипа: изодинамические и ортодинамические, не сильно отличающиеся по технологии, которые обычный слушатель не отличит на слух. Изодинамические наушники по принципу работы напоминают электростатические: там также мембрана с нанесенной на нее плоской катушкой колеблется между статорами, но сигнал подается на саму мембрану, а не на статоры. Изодинамические наушники имеют такой же быстрый отклик, как и электростатические, но проигрывают им в детальности звука.
- Гибридные наушники
представляют собой комплексное решение, когда в одном корпусе совмещены излучатели разных типов. Обычно гибридные наушники имеют форму внутриканальных, в которые встроены динамический и арматурный излучатели.
Razer Kraken Tournament Edition
- Микрофон: выдвижной однонаправленный.
- Подключение: проводное.
- Частотный диапазон: 12–28 000 Гц.
- Сопротивление: 32 ом.
- Чувствительность: 109 дБ.
Модель с поддержкой технологии 3D‑звука THX Spatial Audio использует 50‑миллиметровые динамики для трансляции сигнала в широком диапазоне. В процессе игры можно настраивать громкость, баланс игровых эффектов и аудиочата, активировать режим объёмного звучания 7.1, а также управлять работой микрофона. Razer Kraken Tournament Edition имеют крупные мягкие амбушюры с гелевым наполнителем и покрытием из искусственной кожи и ткани.
Цена: 8 290 рублей.
Купить
По назначению
В зависимости от того, где и для каких целей вы будете использовать наушники, тоже можно выделить несколько их типов.
- Стационарные наушники
, которые обычно используются дома. Какие они? Чаще всего полноразмерные, открытые (реже закрытые) и высокоомные, если есть усилитель.
- Мониторные наушники
, используемые для работы в студии: полноразмерные, высокоомные, для работы на сцене: арматурные внутриканальные.
- Игровые наушники
для геймеров выглядят так: полноразмерные с микрофоном. Они не подходят для прослушивания музыки, так как их цель: удобно сидеть на ушах длительное время и иметь «задранные» басы (для взрывов, выстрелов и т.д.).
- Портативные наушники
, которые используют для прослушивания музыки с телефона, плеера и т.п. Они компактные, низкоомные с высокой чувствительностью. Форм-фактор при этом может быть любой, как говорится, на вкус и цвет…
- Гарнитура
– это компактные наушники с микрофоном, которые могут иметь даже одно «ухо», используются для разговоров без помощи рук.
- Спортивные наушники
— чаще всего внутриканальные, но в последнее время активно используют накладные, а именно AirPods, можно встретить среди них и накладные. Требования, предъявляемые к спортивным наушникам: надежно держаться в (на) ушах при беге, не создавая дискомфорт, иметь дополнительную защиту от воды (наушники для плавания) и пыли, быть беспроводными. Качеству звука обычно не уделяют тут должного внимания.
Все характеристики наушников, даже те, которые касаются, казалось бы, только дизайна, оказывают влияние на тот звук, который они выдают. Выберете несколько моделей, который соответствуют вашим запросам и задачам, которые вы хотите с помощью наушников решить, затем сравнивайте отобранные модели между собой путем живого прослушивания. Только ваши уши подскажут вам правильный выбор. Удачных покупок, которые не разочаруют вас!
Самодельные магнитопланарные наушники
Расстояние между дорожками около 0.3 мм
Для опровержения или подтверждения этой гипотезы я занялся созданием своих магнитопланарных драйверов и корпусов для него. Сейчас, с высоты опыта, стало понятно, что количество усилий непропорционально результату. Мне удалось разработать технологию с достаточно хорошей повторяемостью и высокой точностью, почти без фазовых и иных искажений, но я не вырвался из ограничений технологии и все ещё не получил желаемого результата по звуку. К тому же прослушав заводские образцы от Audeze, уверенность в малом смысле продолжения работы в планарной технологии окрепла окончательно. Стало ясно, что ощущений живой музыки сложновато будет добиться на таких рельсах. С высоты опыта сейчас я могу выдвинуть гипотезу, почему же так получилось с планарной технологией. Но об этом чуть позже. Самодельные магнитопланары получились не лучше и не хуже, чем остальные подобные наушники. Даже оригинальный форм-фактор не помог. Что же в итоге? Подняться на уровень выше и посмотреть, где ошибочные выводы могли появиться там. Гипотеза о важности фазовых искажений не подтвердилась. Этот проект был заброшен.
Как оказалось, у такого подхода мало перспектив.
Логичнее всего мне показалось обратиться к «источнику» проблемы — звукорежиссерам. Как же создается контент, как он хранится и воспроизводится. Сразу скажу, что я не беру в расчет специальные бинауральные записи, произведенные в других условиях, но такие ещё надо попробовать найти.