Как сделать дудочку своими руками? Советы и описание работы


Бамбуковая (деревянная) панфлейта

Изготовление панфлейты довольно сложное дело, но пусть это вас не пугает. Мы поможем вам в этом своими советами.
Первая проблема, с которой вы сразу сталкиваетесь — это материал. Эксклюзивные инструменты сделаны из бамбука и стоят очень дорого, потому что бамбук берется высокого качества. Чрезвычайно сложно подобрать бамбуковые трубочки, которые бы равномерно сужались, да еще были бы абсолютно круглые. С деревом в этом отношении проще — его достаточно грамотно обработать. Что касается пластика, то здесь встает нелицеприятная проблема — в продаже предлагаются трубы только строго определенного диаметра. В идеале, каждая трубка панфлейты должна быть индивидуальна по размерам – в этом и заключается неповторимость этого инструмента.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов по изготовлению деревянных панфлейт:

  1. Очень важно изготовить такие трубки, которые бы были максимально подобраны по внутреннему и внешнему диаметру. Именно от этого зависит плавное изменение тембра звуков от низких нот к высоким без чувствительных перепадов. По этой причине мы считаем, что дерево значительно предпочтительней бамбука . Главное – правильно настроить станок и без особых затруднений вы получите нужные трубки. Недостатки можно всегда компенсировать обработкой внутренней стороны трубки шлифовальными материалами.
  2. Следующий совет касается внутренней поверхности самих трубок. Ваша задача при изготовлении – достичь максимально гладкой и цилиндрической поверхности. Это даст легкое звукоизвлечение и, как следствие, плавную мелодию.
  3. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю поверхность панфлейты. В данном случае речь идет не о трубках, а обо всем инструменте. Внутренняя часть инструмента должна быть тщательно сформирована. Чтобы проверить правильность выполнения этого момента, можно сделать следующий эксперимент. Положите панфлейту на изогнутый по форме её внутренней стороны лист. Между листом и каждой трубкой не должно оставаться просветов, иначе губы при движении по инструменту будут «цепляться» за выступающие из ряда трубки и музыки, конечно, не получится. Идеальная форма для панфлейты – дуга. Для достижения такой формы трубки следует выложить на предварительно сформированной постели, то есть на изогнутый лист. Тогда будет просто добиться желаемого эффекта.
  4. Важно правильно скрепить трубки между собой. Для этого надо отрезать от трубки два кусочка стенки, то есть формирования поверхностей, которыми будут склеиваться трубки. Надо соразмерять соотношение углов среза. В идеале они являются радиусами, проведенными из центра окружности, которой является внутренняя поверхность панфлейты. Если не получается так точно оценивать и осуществлять такие срезы, то приходится варьировать смещениями, что негативно сказывается на всем инструменте. Лучше этого избегать. Можно также воспользоваться советом профессионалов и делать срез только на одной трубке. Поверхность выреза должна быть цилиндрическая. Благодаря этой хитрости можно не мучиться с синхронностью надрезов на боках каждой трубки и сосредоточить все внимание на достижении правильной внутренней поверхности.
  5. Лучше отдавать приоритет толстостенным трубкам, та как звук в этом случае звучит гораздо лучше.
  6. Использование клея только на первый взгляд кажется незначительным фактором. На самом деле это не так. Используйте крепкий и быстро затвердевающий клей, так как клей становится частью резонирующего инструмента. Не используйте токсичный клей, это чревато отравлением, ведь он контактирует с вашими губами.
  7. Используйте неперемещающиеся пробки, даже при изготовлении профессионального инструмента без «туфли». Резиновые пробки, хоть и более распространенные, но имеют привычку с течением времени смещаться. Забивать пробки нужно так, чтобы звук без использования воска был на полтона ниже желаемой ноты. Если делаете двигающиеся пробки, то подойдет любой резиновый материал.
  8. Если вы делаете панфлейту из легкой породы деревьев, например, из акации или вишни, то не накладывайте лак толстым слоем. От этого пострадает звук.

Как сделать пан флейту из труб

Такой бюджетный вариант пан-флейты без труда изготовит ваш ребенок! Подходит поделка для детей 6 лет и старше. Эта музыкальная поделка позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, конструирование для детей само по себе очень полезно – оно развивает навыки работы с различными материалами, пространственное мышление и мелкую моторику. Во-вторых, с помощью этой самодельной свирели вы можете проводить домашние опыты для детей, рассказав им о том, что происходит, почему трубочки издают звуки разной высоты. А, действительно, почему? Внутри трубочек находится воздух. Дуя поверх нашей свирели, мы заставляем этот воздух вибрировать. Высота звука зависит от длины палочки – чем палочка короче, тем звук выше. Вибрация воздушного столба положена в основу многих музыкальных инструментов: флейта, свирель, орган, и даже человеческое пение. Не надейтесь, что наша свирель будет гудеть подобно органу. Это все-таки самодельный музыкальный инструмент. Ее звук, скорее, напоминает шепот ветра. Но тихий звук – это ведь не только недостаток. Это, в некотором смысле, достоинство… Зато звуки разной высоты слышно прекрасно!

  • Девять палочек для коктейля
  • Скотч
  • Ножницы
  • Ватманская бумага или тонкий картон
  • Красивая оберточная или просто цветная бумага

Возьмите девять коктейльных трубочек. Сгруппируйте их по три. Первые три трубочки оставим без изменений. Следующие три укоротим на 3.5 см, а последние три на 7 см. Мы в нашей модели использовали толстые трубочки (диаметр около 8мм). Они лучше звучат. Но можно взять и стандартный размер коктельных палочек. Тогда нужно отрезать 3 и 6 см соответственно.

Отрежем и разместим на столе (клеящий стороной вверх) длинный кусочек скотча. Разместим на нем наши палочки «по росту». Очень важно, чтобы верхние концы трубочек были на одном уровне! Надавим слегка, приклеивая трубочки к скотчу. Свободные концы скотча обернем вокруг нашей свирели.

Возьмем неширокую полоску ватманской бумаги или тонкого картона. Плотно обернем ей нашу музыкальную поделку. Оборачивать следует ближе к нижнему концу (см. фотография). Края бумажной полоски наложим друг на друга и склеим или скрепим скотчем.

Этот шаг необязательный, «украшательский». Обернем свирель красивой оберточной бумагой, концы скрепим скотчем или наклеим друг на друга. Можно взять простую цветную бумагу и украсить ее аппликацией.

Наша музыкальная поделка для детей готова! Теперь нужно научиться правильно извлекать звуки. Возьмите свирель двумя руками, поднесите к губам. Дуйте поверх трубочек (не в них!). Если все получилось, вы услышите три разные ноты.

Источник

Глиняная панфлейта

При желании можно изготовить панфлейту из глины. Представим вашему вниманию несколько вариантов изготовления инструмента:

  1. Из куска густой глины лепят флейту. Затем при помощи палочки делают в ней отверстия. Этот способ отличается простотой, но подходит только для очень маленьких и «высоких» инструментов.
  2. Сначала изготавливают набор палочек. Они должны соответствовать по форме внутренним поверхностям каналов в панфлейте. Эти палочки делают чаще всего из воска. Затем палочки скрепляют за непокрытые воском кончики. Дальше эту конструкцию покрывают глиной, то есть, изготавливают саму панфлейту вокруг уже собранных вместе отверстий. При обжиге воск плавится и вытекает из глины.
  3. Крутой глиняный замес оборачиваем вокруг отдельной палочки. Затем обернутые глиной трубки прижимаем друг к другу и обжигаем. Получается флейта.
  4. Готовят очень жидкую глину. Делают отдельные палочки, потом эти трубки макают в глину. Макать надо несколько раз. В результате, слой за слоем, набирается нужная толщина и панфлейта готова.

Вот те основные способы изготовления панфлейты, которые известны среди любителей и, надеемся, пригодятся и вам. Желаем удачи!

shakuhachi.ru

В моем EXCEL калькуляторе можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (https://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ.

Длина флейты

Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.

Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице «ноты-частоты». Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.

Автор https://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR.

Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!

Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы!

Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.

От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).

Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.

Армянский дудук – музыкальный духовой инструмент с тысячелетней историей

Тот, кто ни разу не слышал его звуки, не может представить себе, что это такое. Армянский дудук – инструмент древний, но не может устареть, пока его пение продолжает радовать людей. Недаром он известен далеко за пределами Армении и постоянно находит все больше новых своих поклонников. В 2005 году музыка этого духового инструмента была признана шедевром Всемирного нематериально культурного наследия ЮНЕСКО.

Как сделать пан флейту из труб

Здесь делимся опытом создания кены начального уровня из дешёвых и подручных материалов, с минимумом инструментов, за кратчайшее время.

За доступность и дешевизну материала, в этой теме обсуждаем кену из водопроводной ПВХ трубы.

Не забываем другие подручные / подножные материалы. Перуанские пастухи обходятся стеблем тростника и перочинным ножом.

Описываем технологию, приводим размеры. Хвастаемся удачами, предупреждаем о засадах. Если есть возможность объективно оценить результат (померять тюнером, дать послушать профессионалу), пишем отчёты: насколько правильно строит и звучит дешёвая флейта.

Такая флейта — хороший подарок, сделанный от души и своими руками. Делимся радостью дарения. Рассказываем, как этот подарок повлиял на музыкальные интересы, знакомства, общение.

Материалы и инструменты для изготовления свирели

Чтобы изготовить свирель из дерева своими руками, нам понадобится довольно внушительный арсенал:

  • наждачка
  • маленькая деревянная втулка (диаметром 1,5 см и длиной 4 см)
  • линейка
  • карандаш
  • тюнер
  • небольшие тисочки (не обязательно, но с ними гораздо удобней)
  • что-то, чем можно сверлить (бормашинка, дрель, гравер) и сверла разных диаметров: примерно от 0,8 до 4,2 мм
  • надфиль
  • нож
  • полукруглый резец
  • пара струбцин
  • клей ПВА
  • два деревянных брусочка 30×2х1 см.

Описание

Дудук состоит из игровой трубки, традиционно изготовленной из абрикосового дерева, и съёмной трости, из тростника. Длина армянского дудука составляет от 28 до 40 см. На лицевой стороне имеется 8 игровых отверстий и два отверстия на обратной стороне, одно игровое для большого пальца, а второе используется для настройки инструмента. Длина трости, известной как «рамиш» (арм.), обычно равна 9—14 см.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Изготавливается дудук в тональностях G, A, Bb, H, C, D, E, Eb и F. Существуют так же разновидности: альт, тенор, бас-дудук и пикколо. Для начинающих рекомендуется инструмент в тональности A(ля).

Основы игры

При игре на дудуке необходимо следить за положением вашего тела и инструмента. Вы должны быть расслаблены, держать голову прямо и не изгибать спину. Дудук держите под углом 50 гр. относительно тела. Локти немного приподняты, для свободного дыхания. При игре сидя, не скрещивайте ноги, так как это излишне напрягает брюшной пресс, что напрямую сказывается на дыхании. При игре стоя, правая нога немного впереди.

Не менее важно, при игре на дудуке, правильное дыхание. Вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох долгим и ровным. Существует три вида дыхания:

Начинающим рекомендуется практиковать смешанный вид дыхания. Этот вид выгодно отличается от остальным тем, что позволяет достигать лучшего звука и легкости при игре. Во время глубокого вдоха, грудная клетка расширяется и диафрагма опускается вниз. При спокойном выдохе, грудь и диафрагма плавно возвращаются в изначальное состояние. Глубина вдоха должна соответствовать длительности музыкальной фразы. Частая смена дыхательного ритма не рекомендуется, по причине скорого утомления дыхательных мышц.

Перед началом занятий, убедитесь, что инструмент готов к игре. Трость должна быть раскрыта, то есть иметь небольшой зазор между пластин. Если же она закрыта, капните вовнутрь немного воды. Вылейте и надев колпачок подождите минут 15-20, после чего можете приступать к игре на дудуке.

Далее несильно зажмите трость губами за самый конец. Надуйте щёки, так чтобы губы немного отошли от дёсен, и сделайте плавный и медленный выдох. Для достижение правильного звукоизвлечения рекомендуется начинать с простых упражнений. Постановка рук при игре на дудуке бывает двух типов: упрощенная, когда не используется мизинец на левой руке, и полная, при которой задействованны все пальцы. Для начинающих рекомендуется упрощенная.

История происхождения инструмента

Когда именно и кем был создан армянский дудук, точных сведений не имеется. Известно лишь, что он появился в невероятно древние времена и с тех пор практически не изменил своей конструкции. Если верить некоторым историкам, он известен не менее 3 000 лет, поскольку духовой инструмент, очень похожий на него, существовал в Урарту.

Эти утверждения вполне обоснованны, так как государство Урарту располагалось в свое время на Армянском нагорье – то есть, той территории, которая сегодня занята Арменией, а также частично такими странами, как Иран, Турция и Азербайджан. Во всяком случае, в урартских письменных источниках не один раз упоминается инструмент, напоминающий современный дудук.

Существуют и другие мнения относительно времени его происхождения. Некоторые ученые утверждают, что он был создан в I веке до нашей эры, во времена правления Тиграна II Великого. Кое-кто из исследователей опирается на записи исторических хроник V века, когда жил летописец и историк Мовсес Хоренаци. Он в своих сочинениях упоминает о циранапохе.

Зато есть бесспорные свидетельства того, что в Средние века этот музыкальный инструмент был уже широко распространен – об этом свидетельствуют иллюстрации старинных рукописей. Вполне велика вероятность и того, что, благодаря развитым торговым связям Армении и других государств того времени, дудук получил широкое распространение не только на армянской территории. Судя по всему, им пользовались и в Крыму, и в ближневосточных странах, и даже на Балканах.

Нельзя утверждать, что этот духовой инструмент изначально имел современный вид и изготавливался сразу из абрикосовой древесины. Так, его прообразы создавались из тростника или кости. Но со временем люди начали использовать древесину. Было замечено, что различные деревья при условии одной и той же технологии изготовления дудука способны издавать различные звуки. Так и выбран был абрикос, потому что именно эта древесина умеет резонировать так, как не способна ни одна другая.

В соседних странах для создания инструментов, подобных циранапоху, выбирали орех или сливу. Тем не менее, его аналоги, созданные из древесины этих деревьев, издавали не мягкий чарующий, а резкий и не слишком приятный для уха звук.

Армяне очень трепетно относятся и к своему национальному инструменту, и к его истории. Существует целая легенда, посвященная дудуку. В ней говорится о том, как Молодой Ветер влюбился в удивительное дерево, растущее в горах. Но Старый Вихрь, услышав об этом, решил уничтожить не только деревце, но и всю растительность в округе.

После того, как Молодой Ветер попросил не делать этого, Вихрь согласился, но с условием – что Ветер никогда больше не сможет передвигаться, иначе его любимое деревце погибнет. Ветерок держался долго, до самой осени, пока с дерева не опали последние листочки. Тогда Молодой Ветер на мгновение забыл о своем обещании и взлетел.

Но как только он это сделал, дерево сразу же засохло и исчезло. От него осталась лишь небольшая ветка – и то лишь потому, что Молодой Ветер краем одежды запутался в ней. Некоторое время спустя какой-то бедняк поднял ее и решил сделать из ветки дудочку. И новый инструмент запел волшебную песню о любви и верности. Так и был изобретен дудук.

Планы, перспективы, потенциал

  • Будет очень удобно, если в пробки будут встроены петли, за которые специальным крюком их можно будет двигать для подстройки нот.


Петли в пробки

  • Наматывать карбоновые трубки на отполированные стержни с использованием технологии препрегов (проще, чем вакуумная инфузия), а не печатать их из угле-наполненного пластика [3]. Тогда получится делать зеркальный внутренний канал.


Карбоновые трубки

  • Фрезеровать обвязку из ценных пород древесины по уже отработанной технологии с изгибом [4], что просто эстетически красиво и прочнее, чем напечатанный пластик.


Ценные породы древесины

  • Отливка из латуни лабиума (вставок с торцов) по технологии выжигаемых моделей [5], для прочности остро заточенных кромок.


Литье металла
Таким образом рендер 3d модели идеальной флейты Пана может выглядеть как-то так:


Проект идеальной панфлейты

Теги

подскажу. Свирели утакой свирели будетКак сделать дудочкунеобходимо сделать пыжКак сделать дудочкупробовал сделать сякухатирешил сделать изнотки сделал сначаласвоими руками своими руками своими руками своими руками.своими руками .вырезать отверстие свистка.Намечаем отверстие карандашомграни отверстия свистка.первое отверстие.закрытых отверстиях получиласьпромерами отверстий ипрожигаем отверстие сже отверстие впроделать отверстие для

трубкуизготовлениюсверломнеобходимоответитьслучайпыжмастербамбукпомощьюнижняяконцавышекраяможетевасструювтораяодинвоздухавнутрисвистокразмерусловияхвопросыварианталучшеклассыфотосхеманужногоспасибо

Как сделать Пан флейту своими руками

Такой музыкальный духовой инструмент разные народы именуют по-свoему: сиринкс, скудучай, най, сампоньо, кутиглы и т.д. Тaкже инструмент известен кaк дудочка или флейта Пана (в чeсть древнегреческого козлоногогo бога). Изготовить еe самому не труднo. По сути этo просто набор трубочек разной длины.

Этaп первый. Сбор материала

Тростник растeт по берегам рeк, прудов. Собирaть тростник необходимо осенью, в октябрe. В это время oн уже полностью созреваeт. С собой стоит прихватить нoж, перчатки и резиновые сапoги.

Необходимо выбрать ровные стебли тростника, приблизительно одного диаметра.

Необходимо собрать много тростника, т.к. в процессе очистки часть неизбежнo пойдет в брaк. Чтобы не везти домой лишний органический мусор, очистить стебли от листьев рекомендуется на месте сбора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]