Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 31 янв 2016, 21:39
Всем привет, мир вашим домам! Собственно вот моя последняя работа 2015. Далее будут фото. Вкратце: мной сделана ведущая звезда 36 зубцов, на скоростной велосипед, работа проводилась дома из того что было. А был лист металла 2 мм толщиной и подходящей площади. Также имелась жаба зеленая отдавать за переднюю тройную звезду из магазина аж 500 рублей, тем более что износ убил только среднюю звезду на 38 зубьев. А почему я сделал на 36? Да всё просто как ясный день! Разметка через 10 градусов по окружности. Фото разметки не прилагаю. Там и так всё просто. Если есть знания по работе с чертежами на компе, то разметку сделать на любое количество зубов нет проблем. Я же чертил карандашом и транспортиром. Поехали!
1 фото: Разметка острым керном и начало сверления в два этапа, 1 этап 4 мм сверлом, 2 этап 8 мм сверло. (2-е фото) Сверлил ручной дрелью. У кого есть сверлильный станок, тому легче конечно. Но что было. Сверление в два этапа было продиктовано тем, что сразу сверлить 8 мм во первых, ручной дрелью тяжеловато, и второе, что риск соскакивания большого сверла с метки нанесённой керном очень велик. А ошибка в самом начале хотя бы на 1 мм сведет все старания и усилия на нет!
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 31 янв 2016, 21:54
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 31 янв 2016, 22:59
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 31 янв 2016, 23:07
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 31 янв 2016, 23:24
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 31 янв 2016, 23:29
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 31 янв 2016, 23:33
Высверливание центра и крепежных отверстий.
Это была моя первая удачная работа по изготовлению такой детали. Перед этим была попытка сделать звезду из небольшого пилорамного диска (самокал), но при сверлении было допущено смещение сверла, Так как дальше не имело смысла работать с диском, я принялся за другую заготовку. При разметке и накернивании точек по будущие отверстия, настоятельно рекомендую бумагу с разметкой фиксировать в НЕСКОЛЬКИХ местах к металлу, либо магнитами, либо прищепками. Так как от удара молотком по керну бумага может съехать. лучше конечно чтоб лист металла лежал (и был зафиксирован (струбцинами, либо шурупами насквозь) на устойчивой доске. Как вариант можно сделать разметку на нетолстой фанере. В таком случа, через эту фанеру, надо будет высверливать а не кернить. В общем главное не торопиться! А еще, я потом додумался, при изготовлении звезды можно высверливать отверстия сразу в двух листах металла. Более двух листов металла использовать при сверлении ручной электро дрелью я бы не рекомендовал, так как с ростом глубины сверления перпендикулярность сверла к заготовке скажется на нижних звездах. Впрочем при наличии сверлильного станка эта проблема отпадает. И тут можно и 3 и 4 заготовки сверлить. При наличии желания звезду можно покрасить, или сделать с нержавейки. В планах у меня сделать звезды на перед другого размера. Кратные целым градусам при разметке окружности. Надеюсь это материал окажется кому то интересен. Всем безопасных дорог и попутного ветра! И тепла в домах конечно! Андрей из Лабинска.
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
kab » 01 фев 2016, 16:17
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
Andre » 02 фев 2016, 16:26
Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструкций
kab » 05 фев 2016, 12:47
Re: Самостоятельное изготовление звёздочек для вело конструк
Andre » 18 июл 2022, 23:35
Собственно всем привет: Звездочка изготовленная мной ходит уже 7-ю тысячу км. И думаю что закончится где то за 10-тью тысячами км.
Вот на обозрение выкладываю мои расчеты сделанные при помощи онлайн калькулятора:
РАСЧЕТ ЗВЕЗДОЧКИ: Шаг цепи 12,7 мм.
При 15 зубьях: угол разметки 24 градуса/ Радиус сверления 32,97мм = 12,710 мм ///
При 18 зубьях: угол разметки 20 градусов/ Радиус сверления 36,6мм = 12,711мм ///
При 20 зубьях: угол разметки 18 градусов/ Радиус сверления 41,6 мм = 12,702 мм ///
При 24 зубьях: угол разметки 15 градусов/ радиус сверления 48,7мм = 12,713 мм ///
При 30 зубьях: угол разметки 12 градусов/ радиус сверления 60,8мм = 12,711 мм ///
При 36 зубьях: Угол разметки 10 градусов радиус сверления 72,9 мм = 12,707 мм ///
При 40 зубьях: угол разметки 9 градусов/ радиус сверления 81 мм = 12,710 мм ///
При 45 зубьях: угол разметки 8 градусов/ радиус сверления 91,1 мм = 12,710 мм ///
При 48 зубьях: угол разметки 7,5 градусов// радиус сверления 97,1 мм — 12,701 мм (97,2 мм = 12,714) ///
При 60 зубьях: угол разметки 6 градусов/ Радиус сверления 121,4 мм = 12,707 мм, (121,5 мм=12,714)
дело в том, что построение разметки на бумаге начинается с рисования нужного количества лучей исходящих из одной точки тоесть центра. Для этого удобнее использовать круговой транспортир (хотя можно и на 180 градусов, но есть риск ошибиться при его перестановк, дело в том что это непрофессиональные линейки и посему отсюда и точность) . Цена этого куска пластика меньше цены за булку хлеба, и составила в моем городе всего 18 рублей. Диаметр 10 см. Далее, как я это все вычислил. Дело в том что При рисовании разметки, бросается в глаза, то, что вырисовывается окружность построенная из острых, равносторонниих треугольников. Основание каждого из которых и есть шаг цепи! 12,7 мм. А вершины каждого треугольника это центр разметки, две длинные стороны это радиусы и они смежны. Почему взял не строго 12,700 м, а даже чуть более ? Потому что во первых: достичь точности в сотые, а тем более тысячные доли мм в домашних условиях невозможно, во вторых, очевидно, что цепь будет удлиняться в следствии износа,отсюда и увеличение шага цепи, То есть можно вполне сделать разметку и звездочку под ИЗНОШЕННЫЕ ЦЕПИ, и благополучно на них откатать еще много тысяч км. В общем тут тема очень перспективная и интересная. Мной была сделана и вторая звездочка, но при установке новой цепи я понял, что нет никакой необходимости в замене ведущей звездочки. ДО ВСТРЕЧИ.
Как сделать приводную звезду с помощью дрели и болгарки
Бывает, что не всегда удается найти и купить для велосипеда, мопеда или мотоцикла звезду с нужным количеством зубьев. Предлагаю простой и доступный способ самостоятельного изготовления нужной звезды.
Технология проста – в программе Sprocket
Нужно, сделать звезду с нужным количеством зубьев под определенную цепь, программа проста и не требует особых знаний. Открываем скачанный архив с программой, в котором кроме программы есть инструкция как ней пользоваться.
Дальше открываем саму программу и в настройках выбираем нужные параметры для вашей звездочки.
Параметры цепи указанные на фото красной стрелкой можно взять с этого сайта, а для тех, кто не понял, как это сделать смотрите изготовление звезды от начала и до конца в видео.
После того как звезду распечатали, листы нужно между собой соединить по линии и приклеить на метал нужной толщины. Я делал звезду под мопедную цепь, и брал металл толщиной 5,5 мм.
Дальше нужно накернить все точки для того, чтобы при сверлении не уйти в сторону от метки. Сверлю двумя сверлами для точности. Сначала сверлю сверлом 4 мм, а потом 8,5 мм – таким размером как ролик цепи.
Лишний металл обрезаю, чтобы не мешал.
Для того чтобы все зубья были вырезаны одинаково, я закрепляю звезду и болгарку на одной рейке, а угол под которым нужно пилить смотрю по заводской звезде с любым количеством зубьев.
Болгарка на шарнире что позволяет ее подымать и опускать. После пропила с одной стороны, звезду переворачиваю на другую сторону и тоже спиливаю лишнее.
После этого нам нужно подровнять высоту зубьев, которую я отмеряю по заводской звездочке, для этого я закрепляю болгарку.
После того как все зубья выровняли по высоте немного подравниваю их на болгарке.
Потом проверяю, нормально ли садится цепь.
Цепь садится идеально, и я вырезаю в центре звезды отверстие под вал и треугольники для красоты и уменьшения веса. Звезда не нуждается в термической обработке, поскольку у больших звезд больше зубьев и нагрузка на каждый получается меньше.
Весь процесс изготовления звезды смотрите в видео в начале статьи.
Как сделать звездочку для цепи своими руками?
Несколько советов по изготовлению звездочек для цепной передачи.Форсировка двигателя обычно приводит к необходимости подбора передаточного отношения в задней цепной передаче или замене цепи на более мощную. Для этого необходимо изготавливать новые звёздочки.
Прежде, чем приступать к их изготовлению, надо определится с типом цепи, которую вы хотите использовать, отечественные цепи можно выбрать из таблицы:
Параметры | Приводные роликовые однорядные | Приводные втулочные | |||||
ПР-12,7-1800-1 | ПР-12,7-1800-2 | ПР-15,875-2300-1 | ПР-15,875-2300-2 | ПВ-9,525-1100 | ПВ-9,525-1200 | 2ПВ-9,525-1800 | |
Шаг t в мм | 12,7 | 12,7 | 15,875 | 15,875 | 9,525 | 9,525 | 9,525 |
Расстояние между внутренними пластинами мм | 5,40 | 7,75 | 6,48 | 9,65 | 7,60 | 9,52 | 5,20 |
Диаметр ролика или втулки мм | 8,51 | 8,51 | 10,16 | 10,16 | 5,00 | 6,00 | 6,00 |
Диаметр валика мм | 4,45 | 4,45 | 5,08 | 5,08 | 3,59 | 4,45 | 4,45 |
Ширина внутренней пластины мм | 11,81 | 11,81 | 14,73 | 14,73 | 8,80 | 9,80 | 9,80 |
Ширина внутреннего звена мм | 8,90 | 11,30 | 10,11 | 13,28 | 10,29 | 13,20 | 8,95 |
Длина валика мм | 18,2 | 20,9 | 20,1 | 23,7 | 16,3 | 19,0 | 25,4 |
Вес 1 метра цепи кг | 0,62 | 0,71 | 0,80 | 0,96 | 0,44 | 0,62 | 0,92 |
Разрушающая нагрузка кг | 1800 | 1800 | 2300 | 2300 | 1100 | 1200 | 1800 |
Выбрав необходимую цепь и задавшись необходимым числом зубьев на звёздочке, переходим к расчёту звёздочки.
1. Расчитаем диаметр делительной окружности:
Do=t*cosec(180/z) где t — шаг цепи, z — число зубьев звёздочки
Значения cosec(180/z) приведены ниже:
z | cosec180 0 /z | ctg180 0 /z | z | cosec180 0 /z | ctg180 0 /z | z | cosec180 0 /z | ctg180 0 /z |
9 | 2.9238 | 2.7475 | 30 | 9.5668 | 9.5144 | 51 | 16.2439 | 16.2131 |
10 | 3.2361 | 3.0777 | 31 | 9.8846 | 9.8339 | 52 | 16.5616 | 16.5314 |
11 | 3.5495 | 3.4057 | 32 | 10.2023 | 10.1532 | 53 | 16.8809 | 16.8512 |
12 | 3.8637 | 3.7321 | 33 | 10.5203 | 10.4727 | 54 | 17.1984 | 17.1693 |
13 | 4.1786 | 4.0572 | 34 | 10.8379 | 10.7916 | 55 | 17.5163 | 17.4877 |
14 | 4.4939 | 4.3813 | 35 | 11.1560 | 11.1111 | 56 | 17.8354 | 17.8073 |
15 | 4.8097 | 4.7046 | 36 | 11.4737 | 11.4301 | 57 | 18.1535 | 18.1260 |
16 | 5.1258 | 5.0273 | 37 | 11.7913 | 11.7488 | 58 | 18.4817 | 18.4446 |
17 | 5.4423 | 5.3496 | 38 | 12.1093 | 12.0679 | 59 | 18.7693 | 18.7626 |
18 | 5.7588 | 5.6713 | 39 | 12.4248 | 12.3875 | 60 | 19.1073 | 19.0811 |
19 | 6.0756 | 5.9927 | 40 | 12.7455 | 12.7062 | 61 | 19.4254 | 19.3996 |
20 | 6.3925 | 6.3137 | 41 | 13.0639 | 13.0251 | 62 | 19.7429 | 19.1776 |
21 | 6.7095 | 6.4347 | 42 | 13.3820 | 13.3446 | 63 | 20.0613 | 20.0363 |
22 | 7.0266 | 6.9550 | 43 | 13.6993 | 13.6628 | 64 | 20.3800 | 20.3555 |
23 | 7.3439 | 7.2755 | 44 | 14.0178 | 13.9821 | 65 | 20.6987 | 20.6745 |
24 | 7.6613 | 7.5958 | 45 | 14.3356 | 14.3007 | 66 | 21.0168 | 20.9930 |
25 | 7.9787 | 7.9158 | 46 | 14.6536 | 14.6194 | 67 | 21.3338 | 21.3103 |
26 | 8.2863 | 8.2358 | 47 | 14.9720 | 14.9395 | 68 | 21.6537 | 21.6306 |
27 | 8.6138 | 8.5555 | 48 | 15.2898 | 15.2571 | 69 | 21.9717 | 21.9489 |
28 | 8.9319 | 8.8742 | 49 | 15.6085 | 15.5767 | 70 | 22.2895 | 22.2671 |
29 | 9.2490 | 9.1948 | 50 | 15.9260 | 15.8945 | 71 | 22.6068 | 22.5847 |
2. Расчитаем диаметр окружности выступов:
De=t*(Kb + ctg(180/z)) где
число зубьев звёздочки | коэффициент Kb |
до 11 | 0,58 |
свыше11 до 17 | 0,56 |
от17 до 35 | 0,53 |
свыше 35 | 0,50 |
3. Расчитаем диаметр окружности впадин:
r- радиус впадины (r= 0,5025 dp + 0.05mm)
dp- диаметр ролика цепи.
По расчитанным значениям диаметров можно приступать к изготовлению звездочки.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Поводов, чтобы изменить передаточное отношение цепной передачи, множество: переделываете мотоцикл в эндуро — ведомая звездочка должна быть побольше, трансформируете эндуро в мотард — наоборот, поменьше. Наконец, владельцам редких мотоциклов трудно найти замену изношенным деталям…
У меня было целых два повода для переделки: во-первых, строил эндуро, во-вторых, увеличил рабочий объем мотора «Иж-ПС» до 400 см/куб.
У ведущей «звезды» зубьев меньше, меньше и работы с ней. Но изготовить отверстие со шлицами можно только на специальном станке, а чтобы изготовить ведомую звездочку, из оборудования понадобятся дрель и станок знакомого токаря. Если точно разметить заготовку и аккуратно все вырезать, можно обойтись и без токарных работ.
Понадобятся: штангенциркуль, электродрель (лучше — сверлильный станок), ножовка, плоский и круглый напильники (или «болгарка).
Расположение окружностей на заготовке. Dн — наружный диаметр; Dд — диаметр делительной окружности; Dвn — диаметр впадин; Dnoc — посадочный диаметр, соответствует размеру ступицы.
Прикиньте, сколько на звездочке должно быть зубьев, и подберите подходящую заготовку. Ее толщина должно быть такой же, как у штатной звездочки. Лучший материал — сталь 30Х или 40Х. Можно взять и другую, но деталь прослужит меньше. Рассчитайте наружный диаметр звездочки по формуле и добавьте несколько миллиметров на обработку:
Dн = Dд + 1,2d, где Dн — наружный диаметр; Dд — диаметр делительной окружности; d — диаметр роликов цепи.
где h — шаг цепи (у «ижевской», например, 15,875 мм); n — количество зубьев.
В подходящем куске металла найдите центр и начертите три окружности; делительную, наружного и внутреннего (размер на ступице) диаметров. Посадочные размеры скопируйте со штатной детали. Тщательно проверьте разметку — если ошибетесь, испортите заготовку. Попросите токаря выточить из заготовки кольцо, ограниченное окружностями внутреннего и наружного диаметров «звезды». Все окружности должны быть строго соосны! Грамотный специалист облегчит вам жизнь — пользуясь лимбом токарного станка, можно очень точно прочертить резцом делительную окружность, а она в этой детали — самая главная!
На образовавшемся кольце разделите ее на отрезки равные шагу цепи. Их должно получиться столько, сколько зубьев вы ввели в формулу, а расстояние между первой и последней метками такое же, как и между остальными. Накерните все метки и просверлите отверстия сверлом диаметром 10,1-10,2 мм (диаметр роликов «ижевской» цепи — 10,16 мм). Но перед этим проверьте сверло — просверлите отверстие в таком же куске металла. Неаккуратно заточенный или подношенный инструмент может «разбить» отверстие или, наоборот, оно получится слишком маленьким. Тогда сверло переточите или замените.
Возьмите новую звездочку с близким числом зубьев. Прикладывая ее к заготовке, обведите контуры зубьев. Отпилите лишнее и придайте зубьям необходимую форму. Я все это делаю «болгаркой», но если не хватает опыта работы с этим «точным» инструментом, одним неверным движением испортите деталь. Не уверены в себе? Работайте ножовкой и напильником: так медленно, зато верно. Когда закончите, проверьте, что получилось: оберните звездочку цепью. Ролики должны плотно, с минимальным зазором войти во все впадины. Затем снимите плоским напильником фаски с торцевых поверхностей зубьев (как на заводской звездочке), круглым — зачистите заусенцы.
И последняя операция — просверлите отверстия для крепежа. Если хотите, чтобы деталь служила очень долго, попросите термиста немного закалить ее. Не пытайтесь сделать это самостоятельно! Во-первых, деталь может «повести», и она превратится в кривую железяку для свалки. Во-вторых, ее легко перекалить, и тогда зубья быстро сломаются. Но можно обойтись и без термообработки. На современные мотоциклы часто устанавливают ведомые звездочки, изготовленные из дюралюминия, и они тоже достаточно долговечны.
Изготовление самодельных звёздочек для цепной передачи. Способ Линила.
Мы уже рассказывали о способе самостоятельного изготовления приводных звездочек. Теперь рассмотрим этот процесс с комментариями от Андрея Стеканова (Linil).
Началось с того, что в 80-е годы прошлого века изобрели овальные ведущие велозвезды. Мне хотелось такую. Никто сделать не мог. Женщина-технолог сказала — не бывает таких. Дядя слесарь-инструментальщик не стал связываться. Пришлось самому. Эта технология позволяет построить звезду просто разметив ее штангелем, обойдя накопленные погрешности.
1. Берем заготовку и ЛЕГОНЬКО, только чтобы не скользила ножка штангеля отмечаем центр:
2. Считаем угловой шаг 360:n (УШ)
3. Считаем делительный диаметр: D=S/sin(180/n), где S — шаг цепи, n — количество зубьев.
4. Рисуем делительный диаметр:
5. Теперь на делительной окружности надо выбрать три точки, более-менее равномерно распределенные. Число зубьев нашей звезды может быть не кратно 3-м, например 37). Делим через 12, 12, 13. Считаем хорду:
В нашем случае для 12, 13 и наносим точки:
Считаем хорды для 2, 3, 4, 5, 6, 7 и т.д. угловых шагов, чтобы строить таким образом:
Делительная окружность теперь выполняет лишь справочную функцию — убеждаемся, что хорды правильные и точки попадают на делительную.
Так из просчитанных дуг была составлена овальная звезда.
Далее сверлим. Начинать надо со сверла 1-2мм, потом 5мм и далее на 0.5-0.7мм больше диаметра ролика цепи.
Потом отсечь лишнее. Идеальный инструмент — циркулярная пила, где вместо пильного диска установлен круг от болгарки. Но сойдет и болгарка, и зубило с напильником.
Если посмотреть различные звезды, заострения — кто во что горазд. Мне лично нравятся зубья кассет гоночных велов. Там нет заострения, просто наружный радиус на 2-2.5мм больше делительного. Я так и делаю.
Сталь для малой звезды желательно знать. Она проходит термообработку. Для большой — лишь бы обрабатывалась. Она термообработку не проходит и не калёная переживает насколько малых.
Использовать лазерно-утюжную технологию не желательно. При распечатке на бумаге погрешность непредсказуема. Пусть у одной точки 0,1 мм. Где гарантия , что у второй тоже 0,1 и не в ту же сторону?
Я размечаю штангелем. Там на каждую точку минимум две перестановки штангеля. Уже 0,2 мм. Плюс если штангель ставится по керновке, то накопительная погрешность ещё больше. Но немного исправляет дело то, что риски должны попасть на делительную окружность.
Расчет звездочки цепной передачи по шагу цепи
Люди начали использовать зубчатые передачи еще в античности. Идея передавать момент вращения не при непосредственном контакте двух зубчатых колес, а на большое расстояние с помощью бесконечной цепи принадлежит гениальному художнику и изобретателю Леонардо да Винчи. На практике такие приводы были реализованы в начале 19 века. Чтобы механизм работал эффективно, необходим точный расчет всех ее элементов, а прежде всего- звездочек.
Звездочки для цепей
Звездочки для приводных цепей представлены профилированными колесами, которые на поверхности имеют зубья. Эти элементы изделия предназначены для зацепления с приводной цепью на момент ее эксплуатации. Особенности заключаются в нижеприведенных моментах:
- Изделие отличается от стандартных зубчатых колес и шкивов. При этом отличия заметны визуально.
- Форма зуба характеризуется тем, что она не предназначена для непосредственного зацепления и контакта на момент эксплуатации.
- При изготовлении звездочек применяется металл, характеризующийся повышенной устойчивостью к износу.
- Основной характеристикой можно назвать количество зубьев. При этом производятся однорядные и многорядные варианты исполнения.
Размеры венца звездочек
При конструировании звездочки цепных передач учитывают, что она должна выполнять ряд основных функций:
- передавать момент вращения с ведущего вала на ведомый;
- захватывать и высвобождать звенья цепи без рывков и ударов;
- удерживать механизм в плоскости вращения.
Для этого ее форма и размеры должны строго соответствовать результатам расчета.
Согласно рекомендациям ГОСТ 591-69, регламентирующего звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям при проектировании исходят из следующих начальных параметров:
- шаг цепи t;
- количество зубцов z;
- диаметр окружности зацепления d1;
Основные размеры, определяющие геометрическую форму изделия, это:
- диаметр делительной окружности D дел;
- диаметр окружности выступов D выст;
- радиус впадин r;
Расчет параметров звездочки цепной передачи по заданному шагу цепи осуществляется в следующей последовательности:
- Оси шарниров звеньев во время зацепления с зубцами цепного привода располагаются на делительной окружности, расчет диаметра проводят по формуле:
- Расчет окружности выступов:
- Расчет радиуса впадин (в мм) r = 0,5025 * d1 + 0,05.
- Расчет диаметра окружности впадин D впад = D дел — 2 * r.
При построении чертежа звездочки для цепной передачи D выст рассчитывают с точностью до 0,1 миллиметра, другие параметры-с точностью до 0,01 мм.
Звездочки приводные для роликовых цепей
Приводные звездочки предназначены для непосредственной передачи усилия. Изделие применяется при создании различных механизмов, которые могут иметь самое различное предназначение. Требования, которые предъявляются звездочке цепной передачи, следующие:
- Точность геометрической формы. Рассматриваемый элемент при работе находится в связке с приводной цепью. Если точность геометрической формы будет низкая, то устройство не будет работать плавно, через некоторое время может начаться быстрый износ приводной цепи.
- Имеет значение и точность размеров. При производстве учитывается требуемая точность, так как это также снижает эксплуатационные характеристики устройства.
- Применяемые материалы должны характеризоваться высокой устойчивостью к износу. Именно поэтому после изготовления изделия проводится закалка или цементация, за счет которой достигаются требуемые эксплуатационные характеристики.
- Уделяется внимание и посадочному отверстию под вал. Оно должно иметь отверстие под шпонку, которая исключает вероятность прокручивания фиксирующего элемента.
К особенностям эксплуатации можно отнести то, что на момент работы зубья звездочки находятся в непосредственном контакте с роликами.
За счет этого существенно снижается степень износа поверхности и продлевается эксплуатационный срок. Приводы цепи могут быть самыми различными, часто вращение предается от электрического двигателя или ручного привода.
Конструкция ступицы и диска звездочек цепных передач
Ступица и диск звездочки чаще всего отливаются или фрезеруются в качестве единой детали. Ступица служит для крепления изделия на ведущем или ведомом валу механизма. Она должна обеспечивать надежную фиксацию, исключающую осевые и радиальные биения детали на валу. Поэтому к качеству внутренней поверхности предъявляются высокие требования. Крепление осуществляется с помощью:
- шлица для скоростных и высоконагруженных цепных приводов;
- шпонки для тихоходных цепных приводов.
Диаметр ступицы должен удовлетворять двум требованиям:
- обеспечивать прочность конструкции;
- не утяжелять ее сверх необходимого.
Для чугунных деталей его обычно выбирают равным 1,65 от диаметра вала, для стальных коэффициент расчета снижается до 1,55.
Длина ступицы определяется характером фиксации на валу- шпонкой или шлицем и обычно расчет делают в диапазоне 1,2-1,5 от диаметра вала.
Для звездочек малых размеров ширина диска выбирается равной ширине зубца. Для изделий больших размеров, особенно высоконагруженных, ширину увеличивают до 5%, в зависимости от радиуса закругления основания зубца.
Рассчитанные размеры округляются до ближайшего числа из стандартного ряда размеров.
Изготовление звездочек на заказ: требования и условия
Довольно широкий ассортимент определяет то, что есть возможность выбрать подходящее изделие для конкретного механизма. Если требуется звездочка цепной передачи с нестандартными параметрами, то приходится заказывать изделие в фирмах, которые предоставляют соответствующие услуги.
К особенностям отнесем следующее:
- Самостоятельно изготовить подобную деталь не получится, так как для этого требуется специальное оборудование.
- При заказе услуг нужно указать основные параметры, по которым будет проводится производство. Примером можно назвать число зубьев, наружный диаметр, диаметр посадочного отверстия, твердость поверхности зуба и другие моменты.
- Производство предусматривает применение специального оборудования, как правило, фрезеровальных станков. Именно поэтому стоимость приводного элемента, который производится под заказ, существенно повышается.
- В зависимости от типа применяемого оборудования зависит точность изготовления и качество получаемой поверхности.
Самостоятельно провести изготовление звездочек можно только при наличии специального фрезеровального оборудования. В домашних условиях оно встречается крайне редко. Стоимость изделия, получаемого на заказ, зависит от точности, типа применяемого материала, размеров изделия и некоторых других параметров.
В заключение отметим, что качественные приводные звездочки могут прослужить в течение длительного периода. Именно поэтому не рекомендуется экономить на приобретении этого элемента различных механизмов.
Материалы звездочек цепных передач
Изделия подвергаются большим ударным нагрузкам, поэтому для их изготовления применяют стальные сплавы:
- со средним содержанием углерода и с легирующими добавками, закаляемые до твердости 45-55 ед.;
- подвергаемые цементированию на глубину 1-1,5 мм и последующему закаливанию до 55-60 ед.
Для малошумных цепных приводов применяют такие материалы, как текстолит, полиамидные и полиформальдегидные пластмассы. Они амортизируют удары звеньев роликовой цепи, снижают шумы и вибрацию и продлевает срок службы цепей. Это происходит за счет снижения динамических нагрузок на звенья. Такие детали менее прочны, чем стальные, поэтому цепные приводы с ними ограничены по передаваемой мощности. Точный расчет передачи углового положения зубчатой цепью проводится при проектировании механизмов систем управления, в том числе для летательных аппаратов.
Для цепных приводов с низкой скоростью хода (не более 2 метров в секунду) и малыми динамическими нагрузками применяют также чугун. Термообработкой твердость изделий доводят до 350-430 единиц по HB. В тяжелых условиях эксплуатации, в сельхозмашинах и дорожных механизмах, используют упрочненные чугуны с пониженным коэффициентом трения.
Для снижения динамических нагрузок, уровней шума и вибрации в высокоскоростных цепных передачах применяют также специальные покрытия- как наплавка металлов, так и напыление тефлонового слоя.
Размеры венца звездочек
При конструировании звездочки цепных передач учитывают, что она должна выполнять ряд основных функций:
- передавать момент вращения с ведущего вала на ведомый;
- захватывать и высвобождать звенья цепи без рывков и ударов;
- удерживать механизм в плоскости вращения.
Для этого ее форма и размеры должны строго соответствовать результатам расчета.
Согласно рекомендациям ГОСТ 591-69, регламентирующего звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям при проектировании исходят из следующих начальных параметров:
- шаг цепи t;
- количество зубцов z;
- диаметр окружности зацепления d1;
Основные размеры, определяющие геометрическую форму изделия, это:
- диаметр делительной окружности D дел;
- диаметр окружности выступов D выст;
- радиус впадин r;
Расчет параметров звездочки цепной передачи по заданному шагу цепи осуществляется в следующей последовательности:
- Оси шарниров звеньев во время зацепления с зубцами цепного привода располагаются на делительной окружности, расчет диаметра проводят по формуле:
- Расчет окружности выступов:
- Расчет радиуса впадин (в мм) r = 0,5025 * d1 + 0,05.
- Расчет диаметра окружности впадин D впад = D дел — 2 * r.
При построении чертежа звездочки для цепной передачи D выст рассчитывают с точностью до 0,1 миллиметра, другие параметры-с точностью до 0,01 мм.
Параметры выбора звездочек
Приведенная выше информация определяет то, что звездочка цепной передачи характеризуется довольно большим количеством различных свойств, которые должны учитываться при выборе наиболее подходящего варианта исполнения. Рекомендациями по выбору назовем следующее:
- Наружный диаметр. Этот параметр определяет то, какой длины устанавливается приводная цепь и какое усилие может передаваться. Показатель наружного диаметра варьирует в достаточно большом диапазоне. Кроме этого, слишком большой диаметр не позволяет проводить установку в конкретном случае. При различных диаметрах звездочки проводится понижение или повышение количества передаваемых оборотов.
- Оптимальное передаточное отношение. Довольно большое распространение получило понятие передаточного отношения звездочки. Это значение определяет то, сколько зубьев ведущего элемента приходится на зубья ведомого. Для определения подобного показателя применяются специальные формулы.
- Диаметр внутреннего посадочного отверстия также имеет значение. Этот показатель во многом зависит от наружного диаметра, также варьирует в достаточно большом диапазоне. При выборе рекомендуется уделять внимание и размерам шпоночной выемки.
- Тип применяемого материала при изготовлении изделия может оказывать влияние на эксплуатационные характеристики. В большинстве случаев применяется углеродистая сталь, которая обладает достаточной прочностью и износоустойчивостью. В последнее время большое распространение получили изделия из легированных сплавов, так как они более устойчивы к воздействию повышенной влажности. В большинстве случаев проводится термическая обработка для существенного повышения эксплуатационных характеристик.
- Форма зуба в большинстве случаев стандартная. По этому признаку выбирается изделие крайне редко.
Разновидности кассет для велосипедов и их замена
11 минут Автор: Михаил Скворцов 154 Старые велосипеды снабжались устаревшим узлом трансмиссии, под называнием трещотки. Она накручивается по большой в диаметре резьбе на втулку заднего колеса. Её храповой механизм не является отдельным узлом и не может работать самостоятельно. При снятии трещотки скручивается всё сразу: звездочки и храповик.
Есть другой способ подключения задних звездочек к колесу. Новые велосипеды оборудованы более совершенным узлом трансмиссии — кассетой. Если потребуется её снять, то можно легко разделить набор звездочек и самостоятельный храповой механизм. Все современные велосипеды имеют такой удобный в обслуживании узел.
Конструкция ступицы и диска звездочек цепных передач
Ступица и диск звездочки чаще всего отливаются или фрезеруются в качестве единой детали. Ступица служит для крепления изделия на ведущем или ведомом валу механизма. Она должна обеспечивать надежную фиксацию, исключающую осевые и радиальные биения детали на валу. Поэтому к качеству внутренней поверхности предъявляются высокие требования. Крепление осуществляется с помощью:
- шлица для скоростных и высоконагруженных цепных приводов;
- шпонки для тихоходных цепных приводов.
Диаметр ступицы должен удовлетворять двум требованиям:
- обеспечивать прочность конструкции;
- не утяжелять ее сверх необходимого.
Преимущества универсальной конструкции звездочек
Универсальные варианты исполнения рассматриваемого изделия получили весьма широкое распространение. Особенности конструкции звездочек характеризуются следующими достоинствами:
- Универсальность в применении. Существует довольно большое количество различных механизмов с цепью, которые работают за счет цепного привода. При этом не имеет значение то, для какой цели проводится передача усилия.
- Длительный эксплуатационный срок. Применение стали определяет то, что зубья выдерживается длительную эксплуатацию для повышения основных эксплуатационных характеристик проводится закалка и отпуск, а также внесение различных веществ для изменения прочности.
- Высокая устойчивость к воздействию окружающей среды. Как правило, при изготовлении звездочки используется сталь, которая в составе имеет легирующие элементы. К примеру, повышенная концентрация хрома становится причиной коррозионной стойкости.
- Надежность в эксплуатации. Звездочка с правильными параметрами обеспечивает надежную передачу усилия или вращения.
Универсальные приводные элементы для приводных цепей можно встретить в продаже в специализированных магазинах.
Существенным недостатком, которым обладает звездочка цепной передачи, заключается в низкой коррозионной устойчивости.
Именно поэтому часто механизм смазывается моторным маслом или другим подобным веществом, которые способны повысить степень защиты поверхности от воздействия окружающей среды и снижения степени износа.
Как снять кассету велосипеда
Прежде всего, нужно подготовить необходимый инструмент:
- съемник стопорного кольца кассеты;
- «хлыст» — специальный ключ, к которому прикреплена велосипедная цепь (фрагмент);
- разводной ключ.
Можно, конечно, обойтись и без указанного специфического инструмента. Причем, таких способов 2 и оба «сработают» на 100%:
- Садимся на велосипед и едем в ближайший специализированный магазин велозапчастей и инструмента, приобретаем необходимые ключи и съемники.
- Снимаем кассету с помощью отверток, молотка и различных ключей – поставленная задача будет решена, но вот кассету, да и часть других механизмов велосипеда, придется выбросить.
Обязательно подготовьте зону с ровной поверхностью, которая должна быть в пределах вытянутой руки от велосипеда – именно так можно будет сохранить и не потерять все детали велосипедной кассеты.
Пошаговая инструкция по снятию кассеты:
- Колесо велосипеда снимается, устанавливается специальный съемник. Нужно обратить внимание на правильность установки этого инструмента: его шлицы должны полностью войти в пазы стопорного кольца.
- В руки берется ключ «хлыст», накладывается на звездочку таким образом, чтобы фрагмент велосипедной цепи на ключе находился на зубьях звездочки. Обращаем внимание на то, что ручка «хлыста» должна находиться справа от кассеты, фрагмент цепи инструмента – вверху.
- На съемник кассеты накладывается разводной ключ и проворачивается против часовой стрелки. Одновременно с этим движением необходимо крепко удерживать в зафиксированном положении ключ «хлыст» — таким образом, блокируются движения/прокручивания звездочки. Обратите внимание:в некоторых случаях цепь при таком процессе может соскакивать, что означает сильную изношенность звездочек кассеты или поломку ключа «хлыст». Специалисты рекомендуют накинуть «хлыст» на большую звездочку – можно получить необходимый эффект фиксации.
- Стопорное кольцо откручивается полностью, кассета снимается.
Обязательно следите за тем, чтобы снятая кассета, а также звездочки и все крепежные элементы располагались в съемном виде ровно в том порядке, в котором они были в исходном варианте.
После снятия кассеты можно приступать к ее очистке и смазке – эти процедуры входят в число обязательных для регулярного сервисного обслуживания двухколесного транспортного средства.
Как правильно укорачивать цепь на велосипеде с выжимкой и без нее
Велоспортом на любительском уровне увлекаются многие. Но внезапно провисшая цепь способна сильно испортить удовольствие от прогулки. Чтобы этого не произошло, за транспортным средством нужно правильно ухаживать, а также своевременно выяснить, как укоротить цепь на велосипеде и приобрести все необходимые для этого инструменты. Работу вполне можно выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов.
Зачем разбирать цепь
Только цепь, натянутая без провисаний и перекосов, обеспечивает эффективную передачу крутящего момента с педалей на заднюю велосипедную ось. Необходимость разобрать и укоротить ее может быть обусловлена следующими причинами:
Чтобы определить оптимальную длину, необходимо переключить передачу так, чтобы спереди и сзади цепь лежала на самой большой звездочке. Затем звенья размыкают, подтягивая ее до упора. Сделав отметку, добавляют еще 2–3 звена, чтобы не допустить повышенных нагрузок на трансмиссию.
Тем, кто не уверен в собственных силах, настоятельно рекомендуется обратиться в специализированный магазин. Там можно получить и грамотную консультацию, и профессиональную техническую помощь.
Замена цепи может потребоваться вследствие сильного износа или поломки Довольно часто цепь начинает болтаться или прокручиваться после модернизации велосипеда Провисание цепи возможно в связи с длительной эксплуатацией либо сменой набора звездочек
Необходимые инструменты
Специалисты в области различных лайфхаков и те, кто начал заниматься велоспортом еще в советское время для того, чтобы разъединить цепь, рекомендуют применить камень и гвоздь. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, для этого давно создан специальный инструмент – выжимка (chaintool). Она напоминает небольшие тиски без станины. Стоимость устройства более чем демократичная – 500–1000 рублей.
Практика показывает, что выжимки в «мультитулах» (особенно в дешевых) выдерживают максимум 3–5 применений. Поэтому для многодневного похода по местности со сложным рельефом лучше иметь в рюкзаке качественный инструмент, сделанный из высокопрочной стали.
Механизм действия выжимки предельно прост. Имеющийся упор не дает пластинам звеньев на цепи деформироваться и выгнуться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина). Поворотный винт без приложения значительных усилий его выдавливает.
Материалы звездочек цепных передач
Изделия подвергаются большим ударным нагрузкам, поэтому для их изготовления применяют стальные сплавы:
- со средним содержанием углерода и с легирующими добавками, закаляемые до твердости 45-55 ед.;
- подвергаемые цементированию на глубину 1-1,5 мм и последующему закаливанию до 55-60 ед.
Для малошумных цепных приводов применяют такие материалы, как текстолит, полиамидные и полиформальдегидные пластмассы. Они амортизируют удары звеньев роликовой цепи, снижают шумы и вибрацию и продлевает срок службы цепей. Это происходит за счет снижения динамических нагрузок на звенья. Такие детали менее прочны, чем стальные, поэтому цепные приводы с ними ограничены по передаваемой мощности. Точный расчет передачи углового положения зубчатой цепью проводится при проектировании механизмов систем управления, в том числе для летательных аппаратов.
Для цепных приводов с низкой скоростью хода (не более 2 метров в секунду) и малыми динамическими нагрузками применяют также чугун. Термообработкой твердость изделий доводят до 350-430 единиц по HB. В тяжелых условиях эксплуатации, в сельхозмашинах и дорожных механизмах, используют упрочненные чугуны с пониженным коэффициентом трения.
Для снижения динамических нагрузок, уровней шума и вибрации в высокоскоростных цепных передачах применяют также специальные покрытия- как наплавка металлов, так и напыление тефлонового слоя.
Велосипедная звёздочка: зачем она нужна
Велосипед – нужная вещь в каждом доме для досуга и здорового образа жизни. Велосипедные прогулки радуют всю семью, и очень жаль, если по какой-то нелепой случайности это транспортное средство вдруг выйдет из строя. Но будем считать, что просто кто-то в вашей семье вырос из этой модели, и вы решили купить новую, или просто так сложилось, что вы решили сделать апргрейд и частично поменять детали.
Одним словом, у вас есть неходовой транспорт, который можно без сожаления разобрать на запасти. А для нашего варианта самоделки потребуется звёздочка – металлическая деталь, которая натягивает цепь
Звёздочку нужно освободить от всех остальных деталей. Сделать это не так просто: придётся использовать болгарку, чтобы срезать педаль
Для необычного устройства вам потребуется ещё кусок доски размерами примерно 30×40 см. Вы можете использовать фанеру, ламинат или самую обычную доску
Расположите звёздочку в верхней трети доски и отметьте её ширину маркером
В подготовленном основании нужно сделать пропил болгаркой на ширину звёздочки, чтобы она вставлялась в эту деталь Дальше потребуется немного сноровки в работе с металлом. Дело в том, что нужно просверлить сквозное отверстие в звёздочке, а для этого вам пригодится специальное сверло для стали и зафиксированная в вертикальном положении дрель.
Автор использовал собственное приспособление, фиксирующее инструмент в заданном положении
После следует продеть звёздочку в прорезь в доске и с обратной стороны закрепить её на деревянном бруске с помощью самореза
Затем тот же брусок дерева крепится ещё парой саморезов на основной доске. Кстати, вам потребуется два одинаковых бруска для этого изобретения
Второй брусок крепится с обратной стороны в нижней трети доски. В нём нужно сделать выемку для фиксации мощного неодимового магнита