Разбираемся с конструкцией электрического лобзика и принципом его работы
Ремонт лобзика будет проще сделать, если знать, из чего состоит этот инструмент, и как он работает. Зная конструкцию и принцип функционирования, не возникнет никаких трудностей с ремонтными работами. Первоначально выясним главные составляющие рассматриваемого электроинструмента:
- Корпус — обычно он представлен из ударопрочного пластика. Это основа прибора, внутри которой располагаются составные детали
- Электромотор — это двигатель переменного тока коллекторного типа
- Редукторный узел — передаточный механизм, посредством которого происходит превращение вращательной энергии в возвратно-поступательные движения
- Шток или штифт со шпинделем для закрепления рабочих насадок. Шток представляет собой цилиндрический вал, который соединен с пластиной. Вал находится внутри неподвижной рамки, в которой происходит его перемещение
Все эти детали представляют собой электроинструмент, посредством которого можно распиливать листовые материалы из дерева, металла, пластика и даже бетона. Для этого применяются соответствующие виды пильных полотен, которые крепятся в патроне (шпинделе) электроинструмента. Лобзик применяется не только для прямого реза, но еще и для вырезания фигурных отверстий в листовом материале.
Принцип работы электрического лобзика заключается в трансформации электрической энергии в механическую силу. Схема работы рассматриваемого электроинструмента заключается в том, что на электродвигатель подается переменный ток, посредством которого начинает вращаться якорь. На валу якоря закреплена шестерня, посредством которой происходит передача вращательных движений на редуктор. Редуктор маятникового типа соединен со штоком, который движется вверх и вниз. При закреплении полотна в шпинделе инструмента, оно будет совершать аналогичные возвратно-поступательные движения, обеспечивая распиливание материала.
Для упрощения работы и расширения функционала инструмента, в конструкции лобзика устанавливается пусковая кнопка, регулятор оборотов и прочие дополнительные функции. При эксплуатации инструмента возникают его поломки, которые можно устранить двумя способами:
- Отремонтировать путем очистки, смазывания или доработки
- Замена — это наиболее распространенный способ ремонта, так как при поломке редуктора, штока или двигателя, они нуждаются в использовании новых деталей
В материале описаны все виды поломок электролобзиков, а также их способы самостоятельного ремонта. Чтобы отремонтировать лобзик, вовсе не обязательно для этого сдавать инструмент в мастерские и сервисные центры. Однако помните, что если гарантийный срок еще не закончился, то лучше не торопиться заниматься самостоятельным ремонтом, так как эта обязанность производителя или реализующей фирмы.
Это интересно!
Любой ремонт электроинструмента начинается с его разборки, но в материале описаны способы, как можно отремонтировать лобзик не разбирая его.
Механические неполадки
Сложности, возникающие при длительной эксплуатации электролобзика, можно условно разделить на плановые и аварийные. К первым относится, прежде всего, нормальный износ графитовых щеток двигателя. К аварийным — самые разнообразные поломки узлов инструмента или их частей. Рассмотрим некоторые типовые случаи.
Пилу уводит вбок, линия реза не прямая
Чаще всего такая проблема возникает у неопытных пользователей. Они нарушают два основных правила работы. Первое — очевидное. Пила должна быть острой, иметь конфигурацию зуба, соответствующую материалу, правильно закрепляться в зажиме. Второе правило работы знают не все. Корпус электролобзика должен быть расположен в направлении реза. Аналогично прикладываются усилия для его поступательного движения. И последние в идеале должны быть минимальны. То есть, на инструмент нельзя давить. Прямая линия и угол в 90 градусов между плоскостями реза получатся сами собой, если пила будет успевать без усилий снимать обрабатываемый материал.
Есть и механические причины отклонения пилы. Необходимо проверить люфт опорного ролика. Если он значительный, деталь или узел целиком заменяют. Также исследуют блок фиксации пилы на штоке. Он должен подводить последнюю вплотную к опорному ролику, выдерживать перпендикулярность полотна к его оси.
Если пилу уводит в сторону, стоит проверить опорный ролик
Самая серьезная проблема — износ штока или ограничителей его горизонтального смещения. Определить повреждения деталей можно только после разборки корпуса. Если удаление загрязнений в блоке маятника не решает проблему, шток необходимо заменить.
Вибрация и шум
Если инструмент трудно удержать в руках, он ненормально шумный — следует начать осмотр с блока червячной передачи. Это большая шестерня или шатун маятникового механизма, втулка со спиральными выступами на валу двигателя. Вибрации и шум появляются при сколе зубьев или чрезмерном накоплении грязи, смешанной со старой смазкой. Если на элементах червячной передачи нет видимых повреждений, возможно, инструмент нуждается в чистке и смазке.
Резкие толчки
Когда лобзик буквально бьет ручкой в ладонь при работе, это явное указание на проблемы с узлом маятника. Причиной, скорее всего, является поврежденная червячная передача. Редко биение возникает из-за деформаций шатунов. И еще реже из-за накоплений грязи. Однако последние нужно удалить в первую очередь. Особенно на механизме червячной передачи.
Загрязнения в блоке червячной передачи могут вызывать неисправности инструмента
Неисправности держателя полотна
Многие современные электролобзики оснащены наворотами, которые и являются их слабыми сторонами. К примеру, некоторые модели часто требуют ремонта крепления пилки, из-за наличия таких функций.
- Быстрый зажим, который делает все за владельца инструмента: достаточно отвести рычажок, поместить полотно и работать. Со временем конструкция разбалтывается, детали крепления приходят в негодность. К сожалению, большинство таких зажимов ремонту не подлежит, предусматривается их полная замена.
- Облегченное винтовое крепление – настоящая проблема владельцев дешевого и среднеценового инструмента. Насадка на шток, выполненная из непрочных сплавов, обладает низкой прочностью, раскалывается, болты разбивают посадочные места. Ремонт заключается только в кустарном изготовлении соответствующего изделия из прочной стали, поскольку каждая линейка дешевого инструмента часто имеет свою конфигурацию держателя пилки.
Если же лобзик имеет классическое винтовое крепление пилки, то провести ее ремонт не составит труда. Это прочная и проверенная временем конструкция, можно применять болты под крестовую отвертку или ключ. Блоки зажима – стандартные, найти замену крайне изношенной детали не составит труда. Существует проблема износа резьбы, однако в этом случае можно нарезать новую.
Виды поломок электролобзиков и как их устранить
Избежать поломки лобзика можно, если эксплуатировать инструмент с соблюдением рекомендаций производителя. Для начала вспомним, что инструменты классифицируют на два типа — бытовые и профессиональные. Отличаются они по качеству, поэтому бытовыми лобзиками нельзя долго и часто работать, в отличие от профессиональных. Как выяснить, какого типа лобзик — бытовой или профессиональный? Для этого необходимо взять инструкцию или техническое описание, и прочитать рекомендации производителя. Если производитель рекомендует пользоваться инструментом 15-20 минут, которые чередуются 10-минутными паузами, то этот прибор бытового типа. Профессиональными инструментами можно работать до 2-3 часов непрерывно, не беспокоясь об их перегреве и поломке.
Ломаются одинаково часто лобзики бытового и профессионального типа, а их ремонт зависит от типа поломки. Условно поломки делятся на механические и электрические. К механическим поломкам относятся неисправности редуктора, штока, подшипников и патрона, а к электрическим — двигатель, кнопка, регулятор, сетевой кабель, щетки. Дальше детально выясним виды неисправностей, а также способы их быстрого и правильного устранения.
Как пользоваться: правила эксплуатации и техника безопасности
- Если скорость разреза нужно увеличить, не нужно давить на ручку лобзика и «подгонять» его. Лучше отрегулировать режим вращения мотора и маятника. Немаловажное значение имеет и правильный подбор пилки.
- Обрабатываемую деталь нужно надёжно закрепить на верстаке. Никогда не надо пилить, держа заготовку на весу в руках. Хороший крепёж даст хороший результат — точность среза, скорость и качество распиливаемых кромок.
- Прямолинейные разрезы выполняются с использованием линейки, которая входит в комплект лобзика (линейный фиксатор).
- Круглые отверстия и криволинейные линии на тонкой фанере или пластике лучше выпиливаются, когда лобзик закреплён лезвием вверх, а деталь подаётся к режущему инструменту. Ровные окружности можно делать при помощи кругореза.
- Делать разрез на тонкой металлической поверхности гораздо удобнее, если под лист подкладывать фанеру. Это предотвратит деформацию краёв металла.
- При заметном снижении скорости пиления, рекомендуется немедленно заменить пилку. Длительное использование затупившегося полотна вызовет перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями.
- Если срез нужно сделать под углом, используется смещение опорной подошвы на нужное количество градусов.
- При работе на морозе, желательно на 1–2 минуты запустить двигатель на холостом ходу. После этого можно работать в режиме нагрузок.
- По мере возможности делать перерывы в работе. Каждые пол часа останавливаться на 5–10 минут.
Сейчас читают: Художественное выпиливание лобзиком – этапы, советы, чертежи и схемы
Перечислим также основные правила техники безопасности.
- Во время работы рекомендуется использовать рабочую одежду, в которой отсутствуют развевающиеся полы или свисающие рукава. Волосы должны быть убраны под головной убор. Положение тела — устойчивым.
- Нельзя тормозить движение пилки руками или зажимом.
- Недопустимо оставлять включённый и работающий инструмент без внимания.
- Использовать инструмент только по назначению. Не стоит забивать гвозди ударами пилкой.
- Обнаружив повреждения корпуса или другие функциональные поломки, нужно прекратить работу и устранить неполадку.
- Включение и выключение сетевого шнура производится только при выключенном двигателе.
- Не позволять несовершеннолетним детям играть с инструментом. Это опасно.
С практикой и опытом приходят знания. Но на первых порах начинающему пользователю пригодится информация о том, как и чем пилить разные детали.
- Древесина, фанера и ламинат — это основные материалы, для резки которых предназначен лобзик. Если разрез черновой — использовать можно высокие обороты и колебания маятника. Это повысит скорость, но снизит качество и точность. Точные отрезки, в зависимости от плотности материала, пропиливают на средних оборотах, с выключенным маятником. Особенно это касается ламината, если происходит его точная подгонка. По шестибалльной шкале — 5,6.
- Металлические детали, в том числе и трубы, режут на малых оборотах без включения маятника (или используют маятник на малом ходу). 1,2 скорость. Профнастил и листовое железо пилят на 1 скорости, следя за тем, чтобы края не заворачивались. Для алюминия и других цветных металлов скорость может подниматься до 3–4 уровня.
- Пластик и оргстекло можно резать на высоких оборотах, но нужно следить за тем, чтобы материал не плавился. 4–6 по шестибалльной шкале.
- Керамическую плитку, так же как и другие твёрдые виды каменной облицовки, обрабатывают на 4–5 скорости. Маятник устанавливают на начальных позициях.
- Гипсокартон можно резать на высокой скорости и с максимальной раскачкой маятника. Естественное ограничение — уровень пыли. Если распил происходит в закрытом помещении, запылённость от раскроя может быть очень высокой. И поэтому обороты снижают.
Ламинат режется на высокой скорости с выключенным маятниковым механизмом
Если лобзик не включается при нажатии пусковой кнопки — где искать поломку
Когда подключенный в розетку электроинструмент не подает признаки жизни, то поломки могут быть следующих деталей:
- Отсутствие напряжения в сети. Используя пробник или мультиметр, необходимо убедиться в наличии напряжения в розетке
- Повреждение сетевого провода — обычно дефект можно выявить визуально в виде нарушения изоляции, но встречаются также поломки повреждения токопроводящей жилы. Чтобы не пришлось гадать, следует воспользоваться мультиметром, и в режиме прозвонки, проверить исправность каждой жилы. Если одна из жил повреждена, но место дефекта выявить при этом невозможно, значит, следует заменить сетевой провод
- Неисправна кнопка пуска — напряжение на двигатель поступает после нажатия кнопки «Пуск». Эта кнопка состоит из замыкающего контакта, на котором может образоваться нагар. Этот нагар является препятствием на пути и прохождении тока, поэтому инструмент не подает признаков жизни. Устранить такую поломку можно путем разборки кнопки и зачистки контакта. Если кнопка неразборная, или причиной ее неисправности является встроенная микросхема регулятора оборотов, то ее необходимо заменить
- Защита от перегрева — когда на инструменте перегревается двигатель, то срабатывает защита, которая исключает сгорание силового агрегата. Такие устройства защиты имеются далеко не на всех электроинструментах, но если элемент присутствует, то не исключается, что отсутствие работоспособности прибора связано именно с этой деталью
- Неисправность двигателя — здесь понадобится тщательная проверка силового агрегата
Когда не запускается мотор электроинструмента, то самое главное — это правильно определить деталь, которая вышла из строя. Кроме отсутствия признаков работоспособности инструмента, к электрическим поломкам относятся и прочие виды неисправностей.
Если двигатель лобзика работает нестабильно — искрит и запах гари как ремонтировать
Распространенной является ситуация, когда лобзик работает нестабильно. Причиной нестабильной работы электромотора лобзика являются такие факторы:
- Графитовые или угольные щетки стерты или изношены — посредством этих деталей происходит подача электрического тока на обмотку якорь, что заставляет его вращаться. Щетки контактируют с коллекторным узлом, представляющий собой набор медных ламелей или пластин. При износе щеток снижается контакт, поэтому инструмент при работе начинает искрить, появляется запах гари и даже не исключается оплавление корпуса. Устранить поломку можно путем замены щеток на новые
- Неисправность коллектора — если медные пластины имеют признаки почернения, а также дефекты в виде задиров, сколов и неравномерного износа, то это также является причиной возникновения нестабильной работы двигателя. Признаки нагара на пластинах устраняются при помощи спирта, а для устранения сколов, задиров и перекоса, понадобится воспользоваться мелкозернистой наждачкой
- Неисправность мотора — если сопротивление в одной из обмоток статора или ротора будет отличаться, то это приведет к нестабильному функционированию инструмента. Для устранения поломки понадобится провести диагностику электромотора, и выявить дефект. Для устранения неисправности понадобится перемотка электромотора или замена неисправной части — статора или ротора
- Неисправность кнопки — если мотор инструмента работает со сбоями, то не исключается, что причиной этого является выключатель. Чтобы убедиться, что дело не в кнопке, следует напрямую подключить мотор, и проверить работоспособность инструмента. Если признаки неисправностей будут повторяться, значит, причина поломки не в выключателе
Поиск неисправности в электрической части может затянуться, что связано с трудностью проведения диагностических работ. Кроме того, одной из самых дорогостоящих деталей рассматриваемого инструмента является двигатель. Если из строя выходит двигатель, а также имеется значительный износ редуктора, то имеет смысл приобрести новый электроинструмент.
Ремонт щеток электролобзика
Снятие и проверка щеточных узлов.
Открутите и снимите крышку двигателя и найдите узел щетки с каждой стороны коммутатора.
Открутите и осторожно поднимите щеточный узел — будьте готовы к тому, что щетка может вылететь.
Снятие и проверка щеточных узлов.
Нажмите каждую кисть один или два раза, чтобы проверить ее пружину:
- пружина повреждена
- корпус потрескался
- щетка изогнута
- неровная или изношена
- короче своей ширины
При описуемых условиях замените компонент в каждом узле щетки.
Замена узлов щеток в сборе.
Всегда заменяйте компоненты в каждом узле или обоих узлах щетки точными дубликатами, даже если поврежден только один. На изображенной модели необходимо заменить все узлы щетки целиком. Чтобы отсоединить каждый узел, осторожно вытяните его проводной разъем.
Замена узлов щеток в сборе.
Произведите ремонт поврежденным деталям и заново подсоедините узлы щеток. Установите каждый узел на место (вверху) и завинтите его на место, убедившись, что она плотно прижимается к коммутатору и соответствует его кривизне. Прикрутите крышку двигателя, установите лезвие на место и проверьте(стр.113) наличие утечки напряжения .
Другие виды электрических поломок лобзиков и их устранение
Кроме вышеперечисленных дефектов, при эксплуатации электроинструмента могут возникнуть другие виды поломок, связанные с электрической частью:
- Не пилит под нагрузкой. Проявляется поломка, когда при попытке распиливания материала, снижается производительность инструмента. Для устранения такого дефекта понадобится диагностика мотора. Другой причиной может быть плохой контакт в кнопке или значительный износ щеток. Графитовые щетки подлежат замене при износе более 40%-60%
- Обороты плавают при работе — причиной может быть слабый контакт. Если в процессе функционирования инструмента слышен запах гари, то вследствие слабого контакта возникает оплавление изоляции проводов или корпуса кнопки. Для выявления поломки, понадобится разобрать инструмент и осмотреть его
- Если при работе искрят щетки — требуется их замена. Недопустимо, когда наблюдается значительное искрение щеток, так как от этого снижается не только мощность инструмента, но еще и возникают следующие негативные последствия — увеличивается нагрузка, а значит, растет ток в обмотках статора и ротора, а также искрение способствует деформированию медных ламелей коллектора. Долго эксплуатировать инструмент с неисправными щетками нельзя, и следует их заменить как можно быстрее. Обнаружить искрение можно через вентиляционные отверстия или щели в корпусе инструмента
Чтобы на лобзике заменить щетки, понадобится разобрать его. На некоторых профессиональных моделях инструментов имеются специальные каналы для быстрой замены. Щетки крепятся в щеткодержателях. Крепление может быть двух типов — в виде защелки или винта. После вывинчивания или отщелкивания щетки, ее необходимо извлечь, отсоединить провод и в аналогичном порядке установить новый графитовый элемент.
Это интересно!
Для маломощных электродвигателей применяются графитовые щетки с малым содержанием меди в составе.
Диагностика электромотора или как выявить неисправность статора и ротора
Если возникают подозрения на неисправную работу электродвигателя, то выявить точную поломку можно при помощи проведения диагностических мероприятий. Для этого понадобится мультиметр, а также диагностируемый ротор и статор. Для начала выясним, как проверить на пригодность ротор (он же якорь):
- Провести визуальный осмотр. Если имеются признаки нагара и деформаций, то высока вероятность того, что деталь сгорела. Осмотреть также необходимо коллекторный узел, на котором недопустимо присутствие нагара, сколов и перекосов. Перекос возникает в случае неравномерного износа щеток
- Мультиметром измерить сопротивление обмотки якоря. Установить на приборе режим измерения сопротивления 200 Ом или прозвонки
- Одним щупом следует поочередно прикасаться к коллекторным пластинам, а вторым к стальному сердечнику. Наличие сопротивления говорит о нарушении изоляции. Для устранения неисправности понадобится произвести замену обмотки ротора
- Если пробой между обмоткой и корпусом исключается, тогда надо проверить ротор на наличие признаков нарушения изоляции. Для этого мультиметром в режиме измерения сопротивления следует произвести проверку качества изоляции между пластинами. Маркером ставится отметка от начала, и после этого проводится поочередная проверка сопротивления между пластинами
- Величина сопротивления при этом должна быть примерно одинаковой. Отличие величины сопротивления более 10% от стандартного значения говорит о нарушении изоляции. Понадобится перемотать обмотку ротора или заменить деталь полностью
- Межвитковое замыкание — еще причина поломки может заключаться в наличии межвиткового замыкания. Однако проверить наличие такого дефекта мультиметром невозможно. Для этого используется специальный прибор, которым необходимо вести по коллектору. Если межвитковое замыкание имеется, то прибор издаст соответствующий звук. Устранить дефект можно путем замены обмотки
Если установлено, что дефект с якорем, тогда его необходимо перемотать или заменить. Если же ротор исправен, тогда переходим к проверке исправности статора — неподвижного механизма, который также состоит из обмотки и стального сердечника из набора тонких пластин.
Алгоритм проверки исправности статора имеет следующий вид:
- Проверяется отсутствие пробоя обмотки на корпус. Для этого одним щупом надо прикоснуться к выводу обмотки, а вторым к стальному сердечнику. Прибор не должен показывать величину сопротивления, в противном случае уместно наличие пробоя, и требуется произвести перемотку статора
- Проверяется сопротивление в обмотках, прикасаясь поочередно к ее выводам. Величина сопротивления во всех обмотках должна быть примерно одинаковой величины, что говорит о ее исправности
- Проверить целостность металлических пластин стального сердечника. Недопустимо наличие их расслоения, поэтому понадобится заменить отдельный узел
Не имеет значения, какой марки лобзик — Интерскол, Макита, Бош, Скилл, Метабо и другие. При покупке нового мотора надо учитывать его параметры и габариты. На двигателях имеется маркировка, по которой необходимо ориентироваться при покупке нового электродвигателя для лобзика.
Это интересно!
Отремонтировать электрический двигатель лобзика самостоятельно практически невозможно, так как для этого понадобится перемотать обмотку. Сделать это можно в сервисном центре, однако стоимость такой услуги практически идентична цене новой детали.
Электролобзик Диолд: бюджетный вариант для домашнего хозяйства
Другим, не менее востребованным производителем отечественного электроинструмента, является смоленская компания Диолд. Электролобзики отличает низкая цена и довольно приличное качество. Для домашних работ это вполне подходящий бюджетный вариант.
Ремонт опорного ролика
В нем тоже есть моменты, которым стоит уделить внимание. Первое – это опорный ролик. Со временем, а это примерно год, он начинает терять круглую форму. Причина – материал ролика или технология его изготовления. Он обладает недостаточной твердостью.
Его ремонт заключается в замене. Все же лучше не изобретать велосипед, а приобрести оригинальный ролик от производителя или отнести инструмент в сервисный центр, особенно если он на гарантии.
Если такой вариант не подходит или невыполним, то можно реанимировать лобзик при помощи подручных средств. Для этого понадобится обычный болт М5 с гайкой. В данном случае болт будет служить осью, поэтому на нем нужно сточить резьбу, а гайка роликом, в ней по образующей необходимо прорезать паз по толщине пильного полотна.
Идеально это делать на токарном станке, но можно использовать и инструмент, который есть под рукой, например, дрель и диск угловой шлифмашинки. Диск нужно зажать в тиски, болт с гайкой – в дрель и нарезать паз. Вариант ремонта не идеальный, но имеет право на жизнь, так как проверен на практике.
Обслуживание пусковой кнопки
Еще один нюанс в использовании электролобзика Диолд – попадание древесной пыли в кнопку пуска. Происходит это по причине отсутствия герметичности, и пыль, попадая внутрь кнопки, препятствует прохождению тока. Решением проблемы будет периодическая, не реже одного раза в год, чистка контактов.
Ремонт регулятора оборотов на лобзике инструкция
Практически все модели электрических лобзиков оснащены таким устройством, как регулятор оборотов. Что это и для чего нужно, каждый владелец знает самостоятельно. Конструктивно деталь представляет собой плату, на которой размещено колесико или переключатель.
Посредством перемещения колесика (переключателя) изменяется скорость возвратно-поступательных движений. Воздействуя на колесико, меняется сопротивление, поэтому снижается скорость.
Чтобы отремонтировать регулятор оборотов на лобзике, вовсе не обязательно иметь представление об электронике. Для этого при помощи мультиметра надо проверить исправность всех резисторов и конденсатора. Обычно поломку можно определить внешне, так как при выходе из строя на плате будут обнаруживаться признаки почернений и нагара. На фото выше неисправность заключается в повреждении питающего провода. Вышедший из строя элемент на плате или наконечник провода следует заменить, и на этом весь ремонт регулятора оборотов лобзика закончен.
Это интересно!
Если регулятор сгорел, то его следует заменить на аналогичный по конструкции и параметрам.
Ремонт приводной передачи и эксцентрикового механизма
Ремонт приводной передачи электролобзика начните с демонтажа узла вала ножа. Далее наденьте защитные очки и при помощи плоскогубцев снимите стопорные кольца с оси приводного механизма и направляющего штифта. Снимите шайбы с учетом их размещения и порядке их сборки, а затем эксцентриковый механизм.
Извлеките игольчатый подшипник из эксцентрика, отметив его расположение.
Купить точные дубликаты стопорных колец для обратной сборки.
Доступ к приводной передаче и эксцентриковому механизму.
Смазка приводной передачи и ремонт эксцентрикового механизма электролобзика.
Надев резиновые перчатки, протрите старую смазку чистой тканью. Для очистки приводного механизма и противовеса используйте старую зубную щетку, смоченную в растворителе для краски. Для доступа к ним, по возможности, разберите их.
Очистки приводного механизма и противовеса электролобзика.
В случае повреждения какого-либо компонента замените его или всю приводную шестерню и эксцентриковый механизм целиком. В противном случае установите на место приводную передачу и эксцентриковый механизм.
Нанесите немного белой смазки на игольчатый подшипник (см. вставка) и переместите его. Если он не вращается плавно, замените его. Наполовину заполните корпус редуктора белой смазкой или смазкой, указанной производителем, и установите на место приводную передачу и эксцентриковый механизм.
Механические поломки на лобзиках и как их устранить
К механическим поломкам относятся такие виды неисправностей, как износ подшипников, редуктора, штока и патрона или головки. Поломки механического типа выявить намного проще, чем электрические, и ремонт при этом также сводится к замене вышедшего из строя узла, механизма или детали. Далее рассмотрим все виды механических неисправностей на лобзиках, а также способы их быстрого устранения.
Износ подшипников на лобзике как заменить
Подшипники относятся к расходным материалам, поэтому при их износе, требуется замена. Они не подлежат ремонту, а чтобы продлить срок их службы, следует регулярно не только вносить смазку, но еще и производить предварительную очистку.
Если изношены подшипники, то для их замены понадобится разобрать инструмент, и заменить на аналогичные по маркировке. Выпрессовывание и запрессовывание подшипников на вал ротора осуществляется вручную или специальным инструментом. Перед установкой новых подшипников, рекомендуется внести дополнительную смазку.
Это интересно!
Чтобы определить износ подшипников, следует проверить наличие люфта наружной обоймы относительно внутренней.
Ремонт редуктора лобзика и чем его лучше смазывать
Если в процессе работы лобзиком обнаруживается возникновение звука в виде треска, то высока вероятность того, что заклинил передаточный механизм. Поломку редуктора можно выявить визуально, для чего понадобится разобрать корпус, и произвести осмотр. Если на шестернях отсутствуют зубья, то для ремонта понадобится заменить их. Если причиной неисправности является попадание в механизм металлической стружки, то для устранения неисправности понадобится выполнить следующие действия:
- Снять редуктор с инструмента, и тщательно его очистить и промыть в растворителе или бензине. Это позволит очистить деталь от металлической пыли и крупинок
- Установить деталь на место, предварительно оценив износ зубьев на шестернях. Если износ сильный, что влечет за собой проскакивание шестерней относительно друг друга, тогда механизм требуется заменить
- Устанавливая старые или новые шестерни, необходимо внести смазочное вещество в избыточном количестве
Чем лучше смазывать редуктор на лобзике и прочих видах электроинструментов? Для этого можно использовать Литол-24, если ничего нет другого, но если хотите продлить срок службы механизма, тогда рекомендуется воспользоваться специальной смазкой от компании Bosch. Это дорогая смазка, которая не просто снижает трение между деталями, но еще и защищает их от попадания пыли и крупинок.
Это интересно!
К каждой модели электроинструмента, производители в инструкции указывают рекомендуемые типы смазывающих веществ для редуктора. Если такой рекомендации нет, или найти такую смазку невозможно, тогда используется универсальное вещество от компанииBosch. Такая смазка продается не только в больших тюбиках, но и компактных упаковках, что позволяет сэкономить.
Кроме смазки Bosch для редуктора лобзика, можно использовать другие варианты, которые несколько дешевле по цене, однако не менее эффективны:
- Optimol Longtime 2 от компании Castrol. Такая смазка стоит несколько дешевле Бош
- Huskey Coolube — является не только самой доступной, но и максимально-эффективной. Если смазка от компании Bosch является дорогой, тогда рекомендуется выбирать именно Huskey Coolube
В специализированных магазинах имеется много других марок, поэтому опираться следует на свой бюджет. И помните, что Литол-24 используется, в крайнем случае, если ничего другого нет. Недопустимо наличие в смазке не только металлической пыли, но и стружки с опилками, которым попадают через вентотверстия. Все засорения необходимо удалить, и после этого вносить смазку, и собирать инструмент.
Это интересно!
Если возникает неисправность кронштейна (крепления) в конструкции редуктора, то его следует заменить, как показано на видео ниже.
Профилактика инструмента
Рисунок 8 – Профилактика
Продлить жизнь электролобзика поможет аккуратная и бережная эксплуатация, отсутствие перегрузок и чрезмерных усилий, исключение перегрева инструмента.
Номинальный режим работы указан в инструкции пользователя, которую перед началом работы следует внимательно изучить.
Кроме этого, надо регулярно производить профилактическое обслуживание инструмента:
- очистка от пыли и грязи;
- замена смазки;
- периодический осмотр и своевременная замена щеток;
- использование только подходящего инструмента;
- соблюдение правил эксплуатации.
Выполнение этих несложных требований поможет увеличить срок службы электролобзика и освободит пользователя от необходимости ремонтировать или покупать новый инструмент.
Замена штока на лобзике пошаговое описание
Выход из строя штока на лобзиках случается в редких случаях, но если это произошло, то он нуждается в замене. Принцип замены простой и незамысловатый, для чего необходимо разобрать инструмент, снять шток и на его место установить аналогичный по конструкции. Здесь самое главное — это найти шток аналогичной конструкции для соответствующей марки инструмента.
Штоки или штифты служат в качестве направляющих, посредством которых создаются возвратно-поступательные движения. После замены вышедшего из строя штока, необходимо также тщательно смазать эту деталь. На шток крепится пилкодержатель, который можно установить вместе с новой деталью.
Это интересно!
Штоки на разных моделях лобзиков отличаются по конструкции, поэтому и принцип замены незначительно отличается. Трудности не возникают, если совершать установку новой детали в порядке обратном демонтажу штатной. Чтобы не ошибиться при сборке инструмента, рекомендуется перед снятием деталей делать фото.
Обслуживание лезвия ремонт основания электролобзика
Снятие и установка лезвия электролобзика.
Для ремонта необходимо выключить пилу и отсоединить ее от электросети. Используйте правильное полотно для типа режущего материала.
Замените полотно, если оно:
- застревает
- режет медленно
- горит
Для снятия полотна ослабьте установочный винт на муфте, с помощью шестигранного ключа или инструмента, поставляемого в комплекте с пилой.
Для снятия полотна ослабьте установочный винт на муфте .
Используйте длинногубцы для вытаскивания сломанного осколка из воротника. Для установки полотна вставьте его в хомут зубьями в сторону от пилы. Также убедитесь, что край полотна напротив зубьев надежно сидит в канавке ролика. Затем затяните установочный винт.
Проверка опорной плиты электролобзика.
Для правильной работы пилы необходимо проверять опорную плиту, для этого необходимо выключить и отсоединить пилу от электросети, а затем извлечь полотно. Выверните винт опорной плиты шестигранным ключом и снимите все шайбы, указав порядок их сборки. Снимите опорный кронштейн и опорную плиту. Сгладить заусенцы и зазубрины вдоль прорези лезвия опорной плиты тонкой наждачной бумагой (см. вставка)
Проверка опорной плиты электролобзика.
Если опорная плита изогнута или треснула, замените ее точным дубликатом. Чтобы установить опорную плиту на место, установите ее на изгиб корпуса двигателя, установите опорный кронштейн и шайбы и закрепите винт. Затем затяните его шестигранным ключом.Установите лезвие на место.
Пилкодержатели на лобзиках — слабое звено и его ремонт
Для замены пилкодержателя на лобзиках, не понадобится даже разбирать инструмент. Ведь крепятся они к штоку инструмента посредством одного или нескольких винтов. Однако есть пилкодержатели, для замены которых не обойтись без демонтажа штока с лобзика.
Общая информация о конструкции пилкодержателей на лобзиках имеет следующий вид:
- Устройства классифицируются на два типа — быстрозажимные и обычные. Быстрозажимные более популярны, однако в силу их сложной конструкции, возникают трудности с заменой
- Быстрозажимные головки пилкодержателей классифицируют на три основных вида — радиальные, боковые и фронтальные. Если радиальные головки являются наиболее популярными, то боковые и фронтальные встречаются редко. Однако если инструмент имеет быстрозажимную боковую или фронтальную головку, то запчасти для нее найти будет невозможно. Для этого понадобится заказывать деталь у производителя
- Быстрозажимные радиальные головки пилкодержателей — состоят из основания, которое при смещении, открывает отверстие для закрепления полотен посредством утапливания шариков, а также пружины и стопорных колец для фиксации. Чтобы разобрать головку и снять его со штока, понадобятся щипцы для съема стопорных колец. Конструкция простая и примитивная, а для ремонта или замены не понадобится разбирать весь инструмент
- Пилкодержатели быстрозажимные на лобзиках имеют аналогичный механизм работы, как патроны перфораторов. В основе механизма лежат два шарика, который фиксируют полотна за их выступы
Неисправность головки лобзика выявляется по такому признаку, когда полотна не держатся, и при воздействии на материал, выпадают из крепления. Ниже показан пример изношенного крепления пилкодержателя, который подлежит замене.
Подробное видео описание, как заменить пилкодержатель на электролобзике, представлено в материале.
Замена пилкодержателя
Рисунок 6 – Пилкодержатель
Существует несколько видов пилкодержателей.
Менять их несложно, гораздо труднее отыскать такой же элемент на замену.
Процедура простая и не требует разборки лобзика, достаточно выдвинуть шток в крайнее нижнее положение.
Колодочные и винтовые держатели крепятся на двух винтах, поэтому замена не представляет сложности.
Если использован быстрозажимный пилкодержатель, придется потратить время и усилия на поиски замены.
Иногда отыскать ремонтный комплект можно только у производителя инструмента. Специалисты рекомендуют приобретать весь шток в сборе, так как перебирать быстрозажимный пилкодержатель своими руками сложно и нецелесообразно.
Как продлить срок службы инструмента
Чтобы рассматриваемый тип инструмента служил долго и не ломался, необходимо регулярно выполнять профилактические мероприятия. Они заключаются в том, что необходимо разобрать инструмент, проверить целостность и исправность всех деталей, очистить механизмы от старой смазки и заменить ее. Нельзя перегружать инструмент работой, для которой он не предназначен.
Ремонтные работы электролобзика следует начинать с поиска неисправности. В 99% случаев удачное выявление неисправности, позволяет исключить поломку быстро и эффективно. Для устранения поломок понадобятся запчасти, купить которые можно в любом магазине инструментов. Уделив пару часов времени, можно подготовить электроинструмент к новому сезону, и не переживать, что он сломается в неподходящий момент.
Электролобзик Интерскол: исправление кривизны пиления
Стоит обратить внимание на электролобзик Интерскол отечественного производства. Его выпускают в Ижевске. Для бытового пользования это вполне приемлемый вариант. У него много положительных качеств, и самым впечатляющим является невысокая стоимость. Но есть и недостатки.
Замена быстросъемного крепления пильного полотна
Это кривизна пиления. В чем заключается проблема, и можно ли от нее избавиться? Виной всему стало быстросъемное крепление пилки. Дело в том, что оно рассчитано на пильное полотно максимальной толщины. Весь режущий инструмент меньшей толщины в креплении просто болтается.
Как выйти из сложившейся ситуации? Нужно заменить быстросъемное крепление на простой девайс с обычными болтами. Сделать его несложно. Нужно взять квадратной прут, отрезать две заготовки, просверлить в них отверстия и соединить двумя болтами М5 с гайками. Процедура крепления пильного полотна несколько усложнится, но инструмент будет давать ровный рез.
Доработка конструкции лобзика
Кроме этого, можно доработать саму конструкцию инструмента и ограничить движение пилки в поперечной плоскости.
Для этого нужно:
- взять листовой алюминий и вырезать пластину по размеру подошвы электролобзика;
- в передней части заготовки необходимо сделать вырез по размеру рабочей зоны режущего инструмента. Все кромки обработать напильником, на внутренних продольных кромках выреза сделать скосы;
- из оргстекла нужно вырезать пластину по размеру рабочей зоны пильного полотна. Обработать все острые кромки напильником, а на наружных продольных кромках сделать обратные скосы;
- алюминиевую пластину необходимо разметить под ее монтаж на подошву электролобзика. Просверлить отверстия и сделать фаски под установку винтов крепления с потайной головкой;
- кусочек оргстекла нужно вставить в алюминиевую пластину, предварительно сделав распил по месту его положения.
Теперь при работе пильное полотно будет ограничиваться в поперечном движении практически в зоне реза, что придаст ему еще большей прямолинейности.