Проволочная сетка повсеместно используется для создания временных и постоянных ограждений на дачных участках, применяется для усиления бетонных строительных конструкций, также из рабицы делают клетки и вольеры для животноводческих и птицеводческих ферм. Кроме перечисленных, имеется множество других сфер применения этого материала.
На рынке широко представлены различные виды сетки рабицы, однако, в некоторых случаях имеет смысл изготавливать её самостоятельно. Тем более, что технология и условия производства не отличаются особой сложностью. При наличии минимального оборудования можно плести сетку в небольших объёмах для собственных нужд, например, чтобы изготовить клетки для кроликов или временный забор на загородном участке. Некоторые приобретают автоматизированное оборудование и начинают производство в промышленных масштабах с целью дальнейшего сбыта рулонов рабицы.
Проволока и украшения
Проволока здесь самый главный материал, который вы можете найти в магазинах для рукоделия. Бывает разного цвета и фактуры, но как правило базовый медный цвет доступнее всего.
Именно его мы рекомендуем использовать для своих первых работ, и уже потом переходить на более дорогие цветные. Также, имейте в виду, что дополнить ваши поделки можно любыми украшениями, например, бисером, бусинами и любым другим материалом.
Помимо обычной проволоки вы можете найти плоскую различной ширины, крученую и даже пластмассовую нити. Обычно предпочтение отдают именно медной, так как это крайне податливый, мягкий металл. Детям и малышам приятно будет возиться с синельной проволокой из-за ее легкой вычурности.
Изготовление и монтаж
Изготовить решетку для камина можно по индивидуальному заказу. Тогда этот декоративный элемент, выполненный по оригинальному проекту, будет отражать ваши вкусовые предпочтения. В орнамент можно будет вплести семейный герб или инициалы.
Делать вентиляционную решетку или любую другую можно и самостоятельно. Главное — выбрать материал. Так как речь идет о высоких температурах, то пластик в работе использовать нельзя.
Устанавливая вентрешетку, четко рассчитайте место и направление всех элементов. Для этого нужно точно знать, куда движутся теплые потоки. В идеале они должны перемещаться внутрь помещения и только туда. Лучше монтаж доверить специалисту.
Приступаем к работе
Для того, чтобы понять принцип изготовления поделок и почувствовать, как ведет себя металл в ваших руках мы рекомендуем пробовать сначала что-то простое. Трехмерные фигуры требуют большой сноровки и подготовки, а также высокого расхода материала.
Виды решеток
Решетки для камина бывают нескольких видов.
- Встраиваемые. Их монтируют в камин вблизи от огня.
- Отдельные. Их ставят вертикально, на некотором расстоянии от огня на опору.
- Декоративные решетки для камина. Устанавливаются они только когда не горит огонь. Изготавливаются из обычного неогнеупорного металла. У таких изделий есть свои достоинства — они могут украшаться практически всеми материалами — от декоративных камней и стекла, до позолоты. И нет абсолютно никакого риска, что пламя оплавит или испортит узор, так как это просто исключено.
Решетки не имеют каких либо ограничений по внешнему виду и стилю, потому их существует огромное множество. Но для большего шика устанавливают кованые решетки для камина. Они бывают двух видов:
- готовые изделия, заранее изготовленные в мастерской. Как правило, это набор узоров, наиболее пользующийся спросом на рынке;
- кованые решетки, сделанные индивидуально, на заказ. Это элитные и особенно изящные изделия, каждое из которых является уникальным творением мастера. Узор для них можно подобрать самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных дизайнеров.
Новогодняя елочка
Для создания этого украшения, которое может послужить своеобразным подарком, потребуется совсем немного ваших усилий. Из медной проволоки сделайте основание, скручивая ее по спирали. Чтобы она «не гуляла» в разные стороны помогайте себе плоскогубцами начиная с внешнего радиуса продвигаясь в центр. Чем больше вы сделаете витков, тем устойчивее будет ваша конструкция.
Далее изготовьте ствол выходящий от центра в два сантиметра в высоту и начинайте делать объемные витки, уменьшая их радиус к вершине. Новогоднюю елочку можно украсить мишурой и другими украшениями, придав ей праздничный вид.
Идеи для обрамления и декорации камина и прилегающей стены
Чтобы камин не стал нелепым пятном, а гармонично вписался в интерьер, необходимо, чтобы он соответствовал общему стилю комнаты. Например, Искусственно состаренный винтажный камин идеален для классического стиля.
Белый фальш-камин из картонных коробок на фоне кирпичной кладки белого цвета, станет идеальным решением для того, чтобы оживить квартиру к новогодним праздникам. Декорировать такую конструкцию можно свечами, гирляндами, елочными игрушками.
Декоративные решетки одинаково хороши и для бутафорского камина, и для настоящего. Для фальш-камина их изготавливают из проволоки и окрашивают в соответствующий цвет. В настоящем камине решетки выполнены из железа.
Решетка может придать камину особенный вид. Имитация герба делает его, словно сошедшим со средневековых полотен. А растительный узор, наоборот, придает легкости и изящества.
Вентиляционные решетки в камине улучшают процесс циркуляции воздуха в коробе. Но, чтобы столь нужный элемент имел эстетичный внешний вид, его также декорируют различными узорами, орнаментом.
Прилегающие к камину стены можно украсить семейными фотографиями, зеркалами, всевозможными полочками и нишами с сувенирами или книгами.
К свадьбе
Свадьба – торжественное мероприятие. Цветы, свечи, атрибуты белого цвета – все это придаст уюта и будет смотреться великолепно. Нежные белые цветы и гирлянда из бумажных сердечек будут смотреться великолепно на фоне большого каменного камина.
Белый камин заиграет новыми красками, если на его полке разместить букеты из роз, чередуя их яркой зеленью. Интересным элементом декора являются панно с надписями, именами и фотографиями виновников торжества.
На весну
После долгой зимы хочется, чтобы квартира наполнилась свежестью и ароматами весны. А если в комнате присутствует камин, то ему в этом следует отвести главную роль.
Декорировать весенний камин просто. Для этого понадобятся первоцветы, зелень и прозрачные вазы (за неимением сойдут обычные банки), которые смотрятся легко, не перегружая интерьер. Имитация скворечника из картонной коробочки будет весьма уместна. Весь этот набор ставится на каминную полку. Можно подвесить венок из трав на пестрой ленточке.
Если на каминную полку поставить несколько белых керамических кувшинов, кашпо с яркой веточкой петрушки, садовый инвентарь, то получится великолепная весенняя композиция в деревенском стиле.
К Рождеству
Для декора камина к Рождеству используются лапы хвойных деревьев, которые в хаотичном порядке разбрасываются по каминной полке. Из них также делают венки. Блеск и феерию праздника обеспечивают яркие игрушки, мишура, электрогирлянды, свечи, цитрусовые.
Решетка для камина – специальный аксессуар, предотвращающий попадание огня наружу и рассыпание дров из открытой топки печи.
Впрочем, функционал решетки или, как ее еще называют, экрана – гораздо шире.
Разберемся, в чем польза от этого изобретения.
Хамелеон
Преимущество синельной проволоки в том, что даже самые простые конструкции приобретают необычный и замысловатый вид. Хамелеон будет сделан из нескольких частей, одной из которых является голова.
Возьмите спицу и с помощью острого конца сделайте небольшое количество витков. От головы должна идти прямая часть проволоки равная будущей длине туловища.
Далее сделайте две пары ног и приступайте к изготовлению тела, наподобие того, как это было у гусеницы, оставляя небольшой кусочек для загнутого хвоста.
Следующим шагом проденьте ноги через витки туловища и изогните их, после чего вставьте голову в тело и закрепите прямую проволоку у основания хвоста – хамелеон готов.
Виды декорирования рукоятки из эпоксидки
Декорирование рукояти сделанной из эпоксидной смолы называется – армирование. Таких вариантов довольно много, на сколько хватит фантазии. Но и такой элемент декора несёт полезную нагрузку, так рукоять становится более крепкой. Вот несколько простых способов армирования:
Красивый цветок
Не всегда красивые работы сложны в изготовлении, например, цветок — это идеальный компромисс простоты и привлекательного образа. Вариантов исполнения может быть очень много, и почти все они касаются выполнения лепестков.
Стебель изготавливается из трех частей — основания, на вершине которого может быть бусина, и листьев. Для лепестков нарежьте небольшие кусочки металлической нити и закрепляя их у основания придайте будущему цветку красочный вид.
Зачем нужны решетки для камина
При установке камина в помещении, нужно обязательно приобрести для него качественные решетки. Они помогут внести определенный уют, а также сделают более безопасными посиделки у огня.
При помощи этого изыска можно добавить вашему очагу эффект легкости, изящества и неповторимой элегантности и сделают этот символ семейного уюта еще привлекательнее, а общий вид помещения — гармоничным и законченным.
Также следует помнить и о практической стороне их использования. Решетки для камина удерживают поленья и горячие угли в очаге, обеспечивают безопасность его использования в помещении. Кроме того, они не подпустят близко к огню маленьких детей или животных.
Бабочка
Бабочка также относится к простым работам, усложнять которую можно с приобретением опыта с помощью бусин, бисера и более витиеватых форм. Крылья могут быть как пустотелые, так и содержать элементы техники ганутель.
Сначала сделайте тельце бабочки, на которое уже нанизывайте голову с усиками и крылья, или же подготовьте две одинаковые половинки впоследствии скрепив их кусочком проволоки.
Правила эксплуатации изделий
Следует не забывать, что эпоксидная смола не относится к особо прочным материалам. Это скорее дизайнерское сырьё. Необходимо учитывать нагрузки, которые сможет выдержать такой клинок. Необходимо соблюдать некоторые правила эксплуатации. Вот они:
- не оставляйте изделие грязным, после использования промывайте его водой;
- для материала губительны прямые солнечные лучи, не оставляйте нож в таких условиях;
- такая рукоять боится падений и ударов, после этого на рукояти могут образоваться сколы и трещины;
- изделие не рекомендуется промывать чистящими средствами, пользуйтесь только чистой проточной водой.
А так эпоксидная смола в быту не несёт никакого вреда для человека и окружающей среды. Материал считается экологически чистым и безвредным. Но в основном такие рукояти используются в качестве сувенирных изделий.
Солдатики
Чтобы развлечь ребенка можно попробовать сделать вместе с ним солдатика. Поняв принцип работы, впоследствии он сможет самостоятельно заниматься творчеством.
Для данной поделки вам понадобится пластмассовая проволока различных оттенков. С помощью белого цвета подготовьте каркас, схематично обозначив руки, ноги и голову.
Добиваться точного соответствия оригиналу не нужно. Подумайте о том, в какой позе будет стоять ваш солдат, он может находиться в движении, в боевой готовности или доставать оружие из кобуры.
Разными цветами обозначайте элементы одежды — штаны, куртку, шлем и ботинки. Последним штрихом будет изготовление оружия, которое также должно быть выполнено схематически.
Кручёная микарта из эпоксидной смолы
Самым лучшим опытом будет изготовить микарту из эпоксидного клея. Таким способом производства мастера пользуются уже давно. Метод заключается в промазывании эпоксидным клеем множества слоёв ткани. Для этих целей подойдут: старые штаны, футболки или джинсы.
От качества материалов результат мало зависит. Самое главное качественно их пропитать. Чтобы получить уникальное изделие и интересную цветовую гамму, следует уже самому пофантазировать. В общем процесс выглядит следующим образом:
- Пробовали ли вы сделать самостоятельно микарту?
ДаНет
Для начала следует изготовить из дерева специальный пенал. В него будет помещаться пропитанная эпоксидной смолой ткань. Пенал необходимо сделать с крышкой, её нужно будет зажимать струбцинами, чтобы сжимать заготовку. Также следует приготовить пищевую плёнку, и застелить ею внутренности пенала. Это требуется для предотвращения прилипания заготовки к стенкам коробки.
- Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении или необходима принудительная вытяжка. Химическое отравление никто не отменял, пропитка ткани займёт определённое время. Лучше все работы проводить в респираторе. Выберете подходящее место и начинайте пропитывать слои ткани эпоксидной смолой. Для большей привлекательности конечного изделия, рекомендуется чередовать цвета.
- Надеваем перчатки, получившийся пирог из ткани, берём в руки и хорошенько перекручиваем, насколько хватит сил. Таким образом, удастся выгнать все мелкие пузыри воздуха из заготовки. Свёрнутую ткань укладываем в заранее приготовленный пенал. Сверху закрываем крышкой и прижимаем всё это струбцинами.
По прошествии суток, изделие должно быть готово. Следует извлечь материал из пенала. Далее производятся работы с ним, как с обычной микартой. Её можно резать всеми доступными способами вдоль и поперёк, насверливать отверстия и вообще, делать, что душе угодно. Конечно, всё будет зависеть от задуманной рукояти.
Рукояти из кручёной микарты.
Сердце на подставке
Возьмите детские деревянные кубики для основания нашей будущей поделки, после чего подумайте какая форма будет на нем стоять — это может быть сердце или буквы, которые складываются в одно слово.
Сделайте длинное основание наверху которого изогните простую форму. Просверлите небольшого диаметра отверстие и вставьте туда нашу работу.
Особенность кованых каминных решеток
- Решетки для камина лучше всего подобрать в одном духе с остальными предметами интерьера. Например, при выборе классического английского стиля можно получить лаконичный без какой-либо вычурности дизайн. А модерн или рококо позволяют использовать более художественные элементы — завитки, замысловатые сложные орнаменты, смотреть на которые хочется часами. Приверженцы классики могут выбрать простые симметричные рисунки. Но это не означает, что они будут неинтересны или некрасивы.
- При желании можно выгравировать свои инициалы или семейную эмблему, что престижно в высших кругах. Здесь нужна кропотливая и очень тонкая работа.
При установке металлических каминных решеток, вы навсегда избавитесь от забот об этой части помещения. Они достаточно крепки, устойчивы к высоким температурам и не подвергаются повреждениям. Но выбирая среди них, не забывайте обратить внимание на материал, из которого изготовлено описанное украшение интерьера, а также на срок его эксплуатации. Весь материал, который используется для изготовления этих изделий, должен пройти все необходимые проверки и иметь определенные сертификаты безопасности.
Дерево
Поделка дерево из проволоки изготавливается крайне легко, но она потребует от вас немалого количества материала и времени. Основание может стоять в декоративной вазе или в любом другом месте. Ствол делается путем скручивания большого количества металлических нитей в единое целое, в которое впоследствии вплетаются ветки.
Вместо листьев используйте бусины или декоративные камни. Хоть данная работа и не кажется трудной, потренируйтесь перед ее изготовлением на более простых вещах.
Изготовление решетки своими руками
Сделать самостоятельно сетку для копчения достаточно просто.
Для этого потребуется минимальное количество инструментов и материалов, которые без проблем найдутся в любом доме. Достаточно следовать простой инструкции сборки решетки и сделать правильно все необходимые замеры.
Какой материал выбрать
Выбрать можно разный материал для изготовления данного элемента конструкции, но предпочтение лучше всего отдать надежным металлам, которым будут не страшны высокие температуры во время процесса копчения.
Классификация материалов и их свойства
Каждый из материалов обладает определенными свойствами, поэтому ознакомиться с ними нужно заранее, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант в каждом индивидуальном случае.
Чугунное изделие для гриля и мангала
Данный металл, обладающий большим весом, станет идеальным материалом для изготовления решетки, которая будет устанавливаться в стационарную коптильню или мангал. Также чугун используется для переносных устройств большого размера. Чугун не боится коррозии, если использовать готовые решетки правильно, то за ними практически не нужно ухаживать. Поверхность данного материала может впитывать в себя жир. Если после использования только промыть решетку и убрать пригоревшие частицы продуктов, то вскоре на чугуне появится защитная пленка. В дальнейшем остатков после копчения практически не будет оставаться.
Из нержавейки
Этот материал принято считать оптимальным для использования в коптильнях. Нержавейка отличается высокими показателями прочности и не боится влаги. Ее легко мыть после эксплуатации, но часть продуктов во время копчения может пригорать, поэтому дополнительно решетки из нержавейки стоит очищать жесткой губкой и иногда использовать специальные химические средства.
Из железа
Материал считается самым дешевым. Может легко выдерживать высокие температуры, но со временем будет выгорать и может начать ржаветь. За железной решеткой нужно все время тщательно ухаживать. Она должны быть идеально чистой и просушенной. В некоторых ситуациях дополнительно стоит использовать наждачный лист.
Требования к решеткам
Решетка, которая может использоваться в коптильне, должна соответствовать определенным требованиям.
- Изготовление должно быть достаточно простым.
- Элемент должен максимально легко устанавливаться в той или иной коптильне.
- Материал не должен бояться высоких температур, чтобы во время нагрева, она не начала плавиться.
- Должна легко мыться.
- Материал не должен вступать в химические реакции с продуктами, которые коптятся, а также ржаветь или же выделять опасные для человеческого здоровья вещества.
Традиционные
Традиционные решетки, которые производятся опытными мастерами, как правило, имеют прямоугольную форму. Для изготовления изделия такого типа принято использовать уголки, которые свариваются между собой. Сверху на них прикрепляют проволоку, расстояние между которой составляет в среднем 2-3 сантиметра. Также в раме могут быть просверлены небольшие отверстия, сквозь которые и пропускается используемая проволока.
На корпусе необходимо приварить с внутренней стороны специальные опоры, с помощью которых будет устанавливаться данный элемент для копчения.
Достаточно сделать 1-2 ряда. В этом случае нужно учитывать то, какого размера будет коптильня камера. Можно не делать опоры, а заменить их обычной сварной рамкой.
Традиционная решетка может быть изготовлена и без уголков. В этом случае берется достаточно толстая проволока или же могут быть использованы металлические прутья.
Элементы круглой формы
Круглые решетки для коптильни изготавливаются с учетом окружности камеры. Сделать их не так просто, как традиционные. Использовать необходимо очень толстую проволоку, которая сгибается в виде кольца. Очень важно правильно подобрать размер элемента. Затем к полученному кольцу стоит приварить проволоку, которая должна располагаться параллельно друг к другу. Расстояние между проволокой должно быть не более трех сантиметров.
Вместо прутьев можно использовать специальные электроды для сварки, но предварительно их стоит зачистить. Если имеется уже готовая решетка из нержавейки, то из нее можно аккуратно вырезать круг. Он будет иметь необходимую форму и не придется дополнительно его приваривать к специальному кольцу.
Для того, чтобы установить решетку в коптильню, необходимо сделать на внутренней стороне коптильной камеры специальные опоры. Для этого могут использоваться самые обычные крючки. Также могут привариваться высокие ножки непосредственно к самой решетке.
Простой элемент без сварки
Для того, чтобы не заниматься сваркой, использовать можно сетку от электрической плиты или газовой, из микроволновки или полочки от старого холодильника. Еще одним вариантом есть эксплуатация металлического подноса, в котором делается огромное количество отверстий. Для копчения подойдет сетка с барбекю или чугунные колосники, которые, как правило, устанавливаются в печках.
Специализированные устройства
В стационарных коптильнях из кирпича устанавливаются специализированные решетки. В таких конструкциях решетки не получается снимать после каждого использования. Причиной этого есть достаточно большой вес элемента. В некоторых ситуациях решетка может монтироваться непосредственно в стенки коптильни. Для изготовления такой решетки могут использоваться самые разные способы.
- Установка на выступы. Элемент будет держаться только за счет своего веса.
- Крепится с помощью специальных крепежей. Это позволит установить ее максимально надежно.
- Некоторые мангалы могут иметь откидные решетки.
- Полностью встроенная решетка устанавливается еще во время сборки коптильни.
Выбираем размер, тип и форму
Подбирать размер, тип и форму необходимо с учетом параметров используемой коптильни. Необходимо сделать точные замеры, чтобы изделие наверняка подошло и его было удобно эксплуатировать.
Делаем каркас
Сначала нужно изготовить каркас решетки. Для этого могут использоваться прутья, с толщиной до 5 мм. Контур может быть ровным или выполненным в виде змейки. Для каркаса могут применяться листы нержавейки, что делает его более прочным. Еще неплохим вариантом станет стальная труба. После того, как рамка будет готова, стоит приступить к сбору конструкции. Прутья располагаются так, чтобы продукты не проваливались в дырки между ними. Оптимальным размером ячеек считается 1-2 сантиметра.
Скреплять каркас с сеткой нужно используя сварку. Также можно прикрепить проволоку, используя специальные хомуты.
Изготовление и крепление ручки
Рукоятку можно использовать с другой конструкции или же изготовить самостоятельно. Прикрепляется к решетке с помощью обычных болтов.
Кулон
Любой камень обернутый в витиеватый каркас из проволоки превращается в красивый кулон авторской работы. Достаточно посмотреть на фотографию ниже и понять, какая это может быть красота при правильном подходе к делу.
Полиуретановый камин
Если вы ищете самый легкий и быстрый метод создания камина, то попали в точку. Все что потребуется — приобрести портал для камина из полиуретана. Остается только выбрать стиль и размер, который будет вписываться в комнату, а остальное уже дело техники. Корпус такого камина легкий, а монтаж не займет много времени. На фото видно, какой результат можно получить.
Что потребуется для работы?
Вот и все. Осталась только пошаговая инструкция, которая поможет вам справиться с задачей. По сути, сооружать ничего не надо, так как вы приобрели готовый портал, который остается только зафиксировать на месте к стене. Работа непыльная:
Точно по такому принципу вы можете сделать камин из дерева. Только вот нужно заметить, что деревянные порталы, что есть в продаже, имеют большую стоимость. Однако, внешне все смотрится намного благородней. Посмотрите на фото, какого эффекта можно добиться, если приложить усилия.
Советы по работе
Глядя на фото поделок из проволоки вы можете заметить, что на одну работу приходится одна-две техники. Такое решение принимается мастерами неспроста и позволяет не перегружать конечный результат.
Не совмещайте в своих поделках синельную и медную проволоки, так как почти всегда результат будет не тот, который вы ожидаете. Если у вас есть такое желание, или же остался неизрасходованный материал, прибегните к помощи работ представленных в интернете.
Пользуйтесь паяльником только тогда, когда использовать его рационально, например, с помощью него можно разделить толстую проволоку на две части или соединить обрезок металлической нити, если прикрепить к поделке по другому уже никак не получается.
Какими бывают мангалы?
Существует множество проектов по созданию металлического мангала собственными силами.
Важно! Высота боковых частей жаровни должна быть достаточной (не менее 15 см), иначе мясо будет подгорать. Слишком высокие бортики, напротив, приведут к перерасходу углей и увеличению времени приготовления пищи.
Примерные размеры мангала
Остальные параметры мангала можно выбирать на свой вкус и в зависимости от длины шампуров. Высота ножек – также личное дело каждого, как и толщина металла. Чем толще арматура, тем надежнее получится мангал, но соорудить его будет сложнее.
Какое сырье нужно для работы?
Для разных конструкций может потребоваться неодинаковый набор расходников и инструментов. Что касается арматуры, то вполне подойдут даже ржавые, старые прутки, ведь они все равно останутся прочными и износостойкими. Годятся даже обрезки, остатки прутков, использованных для стройки и заливки фундамента.
Фото поделок из проволоки
Универсальные приспособления
Разнообразие решеток для печи объясняется особенностями и реализацией необходимых функций при использовании в различных условиях. Основным типом по назначению являются независимые универсальные приспособления. Их можно применять во многих устройствах: небольшом сборном мангале, стационарной или переносной печи-барбекю, гриля, если это позволяет конструктивное исполнение, на костре. Выраженным признаком таких решеток является наличие ручек для переноса. Их выполняют:
- Боковыми — 2 коротких (используют, когда в области приготовления нет боковых стенок, как в стационарных печах с дымоходом).
- Спереди — 1 длинная ручка (у маленьких по площади решеток).
- Спереди — 2 длинных ручки (у больших решеток для удобного снятия).
Универсальные приспособления для печи-гриля делают облегченными, чтобы снизить вес решетки, нагруженной пищей. Для этого в качестве материала применяют проволоку или трубки.
Различают двух- и одноплоскостные универсальные решетки для печей. Такая градация есть только у них. Представители первой разновидности состоят из двух сеток, скрепляемых друг с другом. Между ними укладывается мясо, рыба, овощи. Удержание продуктов в сетке для печи позволяет переворачивать всю пищу над костром сразу, что экономит время. Соответственно, одноплоскостная решетка такого не предусматривает, и каждую часть блюда приходится переворачивать отдельно с помощью лопаток или вилок.
Одновременно недостаток двухплоскостной решетки для гриля – отсутствует возможность контролировать приготовление каждого кусочка пищи. С этим могут быть связаны случаи неравномерной прожарки мяса большой толщины или подгорание мелких кусочков.
Форма универсального приспособления может быть разной:
- круглой,
- овальной,
- прямоугольной.
Размеры сетки не ограничиваются никакими стандартами. Поэтому выбирать определенный вариант можно под индивидуальные потребности.
Вместо предисловия
Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.
Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).
В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.
В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.
Что означает музыкальный размер и что такое такт
Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.
Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.
Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.
Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.
Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется ТАКТОМ. На письме такты разделены тактовыми чёрточками.
Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.
Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:
Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.
Нижнее число обозначает длительность каждой доли.
Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).
Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).
Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.
Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.
Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:
Диез –повышает звучание ноты на полтона.
Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.
Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.
На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.
Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.
А на этой картинке указано расположение бемолей:
Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.
Как правильно писать диезы и бемоли
Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:
Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.
Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:
Также существует дубль-диез:
и дубль-бемоль:
Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.
Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».
Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.
Что же делать?
Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.
И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.
Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.
Так что симметрия — ключ к пониманию.
Паузы
Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.
Кто придумал ноты
Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.
Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.
Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.
Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».
Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.