Глину вынимают из земли в уже известных местах. В средней полосе России этот природный ископаемый материал можно отыскать практически везде. Глина должна предварительно вылежаться несколько месяцев в большой емкости. В нее надо периодически подливать воду и накрывать сверху пленкой для относительной герметичности.
Возьмите вымоченную глину, разложите ее на куске ткани и высушите. Затем разбейте куски молотком до сыпучего состояния песка, положив их предварительно в мешковину. Просейте глиняный песок через сито.
Снова залейте водой в соотношении 1:2 на одни сутки. Достаньте глину и, выложив на плоскую поверхность, подсушите до рабочего состояния.
Птичка-свистулька
Для того, чтобы слепить поделку, вам понадобится:
- подготовленная глина;
- печь;
- палочки, стеки.
Наши предки в каждой деревне знали, как сделать свистульку из глины, чтобы порадовать ребятишек. Технология не утрачена, а промысел возрождается, и сегодня во многих магазинах можно приобрести востребованные глиняные игрушки. Можно сделать самим вот такую городецкую свистульку.
- Скатайте шарик величиной с куриное яйцо. Сделайте вмятину в центре большим пальцем руки.
- Оберните глиняный блин вокруг пальца. Не снимая, сформируйте голову нашей поделки.
- Снимите с пальца заготовку и аккуратно соедините края отверстия, сохраняя полость внутри игрушки.
- Сгладьте мокрыми пальцами бока свистульки.
- Вырежьте в нижней части хвоста отверстие.
- Положите палочку вдоль отверстия и перекиньте через нее заплатку из глины.
- Проверьте свистульку на музыкальные качества. Их можно корректировать, увеличивая и уменьшая размеры отверстий.
- Теперь начинается лепка декоративных деталей игрушки, используя воду в качестве клея. Вылепите лапки для лучшей устойчивости, гребешок, клюв и глаза. Нанесите стеком рисунок на крыльях.
- Сделайте по бокам две небольших сквозных дырочки для возможности менять тональность мелодии и извлекать не только звук, но и музыку.
- Влажной губкой сгладьте все шероховатости, оставьте подсыхать на 3-4 часа, а затем поставьте обжигать в печь при температуре 800оС на 8 часов.
- После обжига свистулька может немного изменить тональность звучания.
ИНТЕРЕСНО: Лепка из солёного теста для начинающих
Лепим глиняную свистульку «Петушок»
Форма петушка интересна тем, что на мастер-классе идет ознакомление с разными техниками работы с глиной: лепка формы, приклеивание деталей, работа с инструментом для декорирования и пробивания отверстий для звука, плюс раскраска изделия, но это уже после сушки-обжига, то есть отдельный мастер-класс.
Что необходимо:
Рабочее место — небольшой столик, на котором можно поставить посудину с водой и 2-3 дощечки для пластилина.
Одежда — любая удобная, по сезону. Лучше, чтобы рукава легко было закачать или подтянуть. С рук глина мигом стирается, а с ткани придется оттирать или отстирывать. Для детей желательно фартук.
Материалы — гончарная глина, техническая вода (водопроводная).
Инструмент — дощечка для работы с пластилином; круглый деревянный профиль 1-2 см в диаметре (вроде ручки от шила); деревянная пичужка (узкая плоская палочка, сужающаяся к концу); зубочистка или палочка небольшого диаметра; корпус или заряд от ручки; узкий шпатель для замеса шликера из глины (можно стоматологический или что-то плоское); целлофановый пакет или крышка от косметических средств (если требуется долго хранить шликер); емкость для воды; кухонная губка; тряпка-полотенце.
Основные этапы:
Вкратце схема изготовления выглядит так: катаем из глины шарик, надеваем его на палочку (грибочек), немного раскатываем корпус (стаканчик) и поднимаем головку птички. Далее снимаем заготовку с палочки, стягиваем открытый край и клеим хохолок. Затем пробиваем отверстия для формирования звука, декорируем и подписываем изделие.
Итак, закатываем рукава и приступаем.
1. Отрезаем небольшой кусочек глины и катаем из него шарик. Небольшие неровности допустимы, но общая форма должна быть круглой.
2. Кладем шарик в ладошку и надавливаем палочкой посередине. Нужно почувствовать через глину, что палочка уже близко, то есть толщина стенки будет до 1 см.
3. Раскатываем край глины вдоль палочки, чтобы сделать из грибочка стаканчик. Важно, чтобы получилась более-менее ровная толщина стенок. Для этого достаточно раскатать совсем немного глины, удлиняя край на 1-2 см.
4. Поглаживаем глину с небольшим нажимом в направлении одной точки. Сначала лучше вести большим пальцем в направлении указательного, зафиксированного вокруг выбранного места. Как только глина поднимается бугорком, можно сдавливать ее аккуратно уже двумя пальцами — большим и указательным. Задача — придать общие очертания шеи-головы.
Нюансы: Рабочий палец увлажняем в мочалку, как только глина перестает гладиться и начинает отламываться или тянуться за пальцем. Если макать в воду, на поверхности будет грязь, а стенка пропитается влагой и ее будет труднее пробивать для свиста. Другая крайность — чересчур сухая глина. Если площадь прилегания руки (ладони) к глине большая, то масса нагревается и быстро отдает влагу. Чтобы избежать этого, лучше касаться поверхности изделия кончиками пальцев, время от времени макая их во влажную губку.
5. Вынимаем палочку. Если она прилипла, нужно охватить одной рукой заготовку, чтобы была максимальная площадь контакта, а другой взять палочку и вращать руки в разных направлениях — так меньше шансов деформировать общую форму.
6. Закрываем камеру и прилаживаем хохолок.
Чтобы закрыть камеру, неподготовленному человеку сначала можно потренировать пальцы. Поставьте одну ладошку на край другой, чтобы пальцы смотрели прямо от вас. Ладони формируют чашечку, в нее можно положить губку и понажимать ее большими пальцами, удерживая их вместе (см. видео в конце, как это сделать).
Точно такими же движениями следует закрыть края стаканчика. Кладем его в ладоши дном к себе, а отверстием от себя. Начинаем понемногу сдавливать стенки от середины стаканчика, плавно его поворачивая. После первого круга пальцы смещаются ближе к дальнему краю и усилие увеличивается. На третьем-четвертом кругу стенки должны сойтись и их нужно плотно прижать и загладить.
Нюансы: Используйте натуральную геометрию поверхности больших пальцев. Если направить их от себя, линия перехода туловища птички в хвост будет плавной. Если пальцы будут смотреть друг на друга, переход будет более ступенчатый.
Чтобы приклеить хохолок, нужно подготовить шликер. Это специальный клей, сделанный из глины того же сорта с добавлением воды. Сделать его очень просто. Немного глины раскатываем в блин, продавливаем в нем рельеф и выдавливаем несколько капель воды из губки. Берем шпатель и перемешиваем до однородной массы, напоминающей по консистенции густую сметану. При необходимости добавляем воду или немножко глины.
Сделать сам хохолок очень просто. Раскатываем из глины небольшую колбаску и режем ее на три части разного размера. Катаем из каждой шарик, а затем сдавливаем его края, чтобы получилась капелька. Делаем узкую часть немного плоской, чтобы увеличить площадь прилегания к голове петушка — так хохолок лучше приклеится.
На низ подготовленных капелек наносим немного шликера и размазываем его равномерно, как масло по хлебу. Прикладываем их поочередно к поверхности изделия, начиная с самой большой (зеленая на рисунке). Немного прижимаем, чтобы контакт был плотный. Далее заглаживаем края стыков закругленной палочкой или ножиком, в идеале — металлическим шпателем. Такой инструмент обычно используют стоматологи, и его можно найти в аптеках, торгующих медтехникой.
Если вы уверены, что форма не повредится, можно приклеить хохолок уже после того, как будет сделано отверстие для звука.
7-8. Пробиваем рассекатель воздуха. Это узкая кромка, разделяющая поток вдуваемого в камеру воздуха. Чтобы её сделать, используем пичужку — узкую сужающуюся палочку.
Чтобы сделать пичужку, можно приспособить палочки для суши. Длинная палочка неудобна в руке, разрезаем её пополам и состругиваем один край канцелярским ножиком. Выравниваем поверхность наждачкой, сначала более грубой, зернистость 240, затем 500-800. Если палочки для суши были сделаны из бамбука, даже тонкая пичужка будет прочной, хотя и бамбук со временем износится.
Прикладываем пичужку под углом 45 градусов к низу петушка, на линии, где сплошная глиняная масса хвостика переходит в камеру внутренней пустоты. Пробиваем стенку и выравниваем пичужку, чтобы вынуть ее уже под углом 90 градусов. При этом крайне важно сохранить линию рассекания воздуха, поэтому с усилием тянем пичужку от нее к хвостику. Можно тянуть пичужку от себя или к себе — но усилие прикладывать так, чтобы при выравнивании сохранить остроту рассекающего края.
9. Пробиваем той же пичужкой тоннель в направлении линии рассекания воздуха. Прикинув на глаз, где она должна выйти, плавным движением ведем палочку от хвоста к заветной точке. Не нужно качать палочку, если выходит не туда. Так получится широкий тоннель, из которого не пойдет звук.
Если пичужка упирается в глину немного ниже линии рассекания воздуха, продолжаем движение, чтобы срезать излишек. Если вышла выше, можно повернуть весь хвостик, не вынимая пичужки, чтобы она касалась заветной линии. Если палочка вышла в живот, нужно оставить ее в хвостике, придерживая, чтобы не шаталась, и прижать к ней глину сверху под острым углом. То есть так линия рассекания воздуха опускается, чтобы встретиться с потоком воздуха из тоннеля.
Аккуратно и плавно вынимаем пичужку и пробиваем зубочисткой два отверстия по бокам петушка. Закрывая и открывая их, можно играть на глиняной свистульке разные мелодии.
Финальный этап — декорирование петушка. Лучший вариант — рельефное тиснение. Для того, чтобы нарисовать глазки, достаточно легонько вдавить в поверхность заряд или корпус от ручки. Прижимая под разными углами стеки, можно добиться самых причудливых узоров. И тут лучше не сдерживать фантазию строгими предписаниями, ведь на то оно и творчество, чтобы радоваться собственным открытиям.
Далее следует сушка и обжиг. Чтобы изделие высохло, обычно достаточно 2-3 дней при комнатной температуре. Затем отправляем его в гончарную печь, чтобы прожарить на 900-1000С. Если этого не сделать, петушок будет петь и его можно даже разрисовать, но изделие будет более хрупким, чем обожженное, а при попадании в воду размокнет и станет комочком глины.
* * *
Потом, после обжига, можно и разрисовать петушка в любые красочные узоры. Для окрашивания нужен акрил по керамике и стеклу. Такие краски иногда требуют нагревания, чтобы красящее вещество и поверхность сплавились, но эта процедура требует нагрева всего в 100-150 градусов и ее можно выполнить и дома. Или используем краски, не требующие спекания.
Видео мастер-класса.
С уважением и пожеланием приятных творческих открытий,
Анатолий Филозоф
Костромской петушок
Принцип изготовления тот же, за исключением нескольких нюансов:
- тонкие линии рисунка, характерные узоры и изящность обработки;
- сырье – красная глина;
- нанесение глазури.
Для украшения глиняной игрушки глазурью необходим двойной обжиг. Первый предварительный длится 1 час при температуре 200оС. Далее на глину наносится слой глазури, и поделка снова помещается в печь на несколько часов.
Глазурь, это стеклянный сплав (керамзит), который лучше приобрести в магазине. Кстати, наносить ее не обязательно на всю поверхность. Можно пофантазировать и сделать глазурью рисунок на свистульке.
Лепка игрушек-свистулек
Лепка игрушек-свистулек может осуществляться разными способами.
Способы лепки из куска:
1. Лепка «с катушки»
Таким способом лепят животных: собака, медведя, корову, лошадь и мужскую фигуру.
Последовательность операций:
1. приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; 2. скатать шар яйцевидной формы; 3. визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), вытягиваем голову (голова не лепится, а формируется легким отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев); 4. так же отминается нижняя часть яйца; 5. если лапки (ноги) делаются разведенными по сторонам, то ребром ладони намечается разделительная линия на тельце; 6. далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить сначала голову, потом верхние и нижние лапы (ноги).
2. Лепка «с яйца»
Таким способом лепят петушка, курочку, барана.
Последовательность операций:
1. приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; 2. скатать шар яйцевидной формы; 3. визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев. При изготовлении барана первая отделяемая часть (с учетом рогов) должна быть больше; 4. приподнять выглаживанием глины (скользящими движениями пальцев по направлению вверх) гребешок. При этом «набирается» достаточное количество глины для гребешка или рогов и ушек; 5. на лицевой части головы отметить симметрично глазки вдавливанием внутренней и внешней стороной первой фаланги указательного пальца; 6. сформировать грудку так, чтоб она была выпуклой, широкой; 7. «набрать» лапки так, чтобы у игрушки точкой опоры был животик и хвост (делаем его в виде короткого цилиндрика); 8. далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить мелкие детали.
3. Соразмерное деление яйца
Таким способом лепят коня, собаку, кошку, оленя, лося, медведя и мужские фигуры.
Последовательность операций:
1. приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; 2. скатать шар яйцевидной формы; 3. визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев. При лепке лося, коня или мужской головы необходимо учесть, что верхняя часть отделяется больше по размеру, чем одна треть яйца. 4. оставшуюся часть (две трети яйца) делим ребром ладони или указательным пальцем правой руки накрест на 4 части; 5. далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить все части игрушки.
4. Техника лепки с прилепом
В этой технике лепятся игрушки: Полкан, Поляница, Птица Сирин.
Лепка осуществляется скульптурным способом. Лепить начинаем с крупных частей, т.е. сначала формируем туловище из яйца, потом голову и последующие более мелкие части. Все соединения частей выравниваются с помощью стека и уплотняются по мере необходимости шликером.
Способ изготовления свистульки «с пальчика»:
1. приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; 2. скатать шар яйцевидной формы; 3. круглым увлажненным стеком делаем прокол в глубину (чуть меньше высоты кусочка) и легкими вращательными движениями протыкаем глиняный шар; 4. разводим, «разваливая» бока у основания стека, вращая стеком по часовой или против часовой стрелки до получения формы в виде рюмочки; 5. поворачиваем работу рюмочкой вверх и закрываем шов внахлест. Самая узкая часть для хвоста, толстая для животика, а верхняя для головы; 6. оформляем голову, вытягиваем лапки (лапки по сторонам, игрушка — свистулька лежит на брюшке); 7. изготавливаем свисток.
Способ изготовления свистульки «с лепешки»:
1. приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; 2. скатать шар, затем скалкой раскатать в лепешку; 3. указательный палец правой руки обернуть лепешкой внахлест и загладить шов. Это образовалась узкая часть для хвоста; 4. вынимаем палец и осторожно, не сдавливая боковые стороны, совмещаем внахлест серединку, которая образует животик; 5. нижнюю часть лепешки соединяем и формируем голову, приподнимая ее; 6. оформляем все части, вытягиваем лапки по сторонам; 7. изготавливаем свисток.
В данном разделе нет постатейки с изготовлением конкретных игрушек — различных птиц и зверей перечисленными способами, да и нет в этом смысла, т.к. сколько бы человек не лепили одновременно одну игрушку по образцу, она у всех будет разной. Исходная форма фигурки одна, а животные получаются самые разные. Главное, чтоб удалось вылепить характерные детали и сохранить народный стиль. Поэтому следует придерживаться в обучении классических образцов, и здесь свою службу могут сослужить печатные издания, на начальном этапе, например, такое популярное, как альбомы для детского художественного творчества по различным видам игрушек из глины или иллюстрации из книг, плакаты, фото с выставок и т.д. Важен сам образ, пропорции основных частей и, безусловно, характерные детали.
Осталось потрудиться, чтоб игрушка–свистулька засвистела, а для этого нужно научиться делать свисток.
Источник: glina.teploruk.ru
4.1 / 5 ( 51 голос )
Дымковские игрушки
Эти глиняные поделки известны по всему миру. Делаются свистульки так же, как и другие, но отличаются веселыми красками. Традиционно обожженную глину в селе Дымково раскрашивали темперой и натуральными красителями, изготавливая их на молоке и яйцах. Сейчас можно легко заменить их акриловыми красками. После того, как закончена лепка и обжиг, возьмите в руки кисть и раскрасьте дымковскую свистульку, не забывая, что основной фон должен быть белым.
Технология изготовления свистульки из глины
Главная деталь в свистульке из глины
— это свисток. Различают три приема размещения свистка в керамической игрушке – свистульке. Первый – когда свисток выполнен непосредственно в теле фигурки (Абашевская, Кожлянская, современные игрушки). Второй – когда свисток вылеплен отдельно, а затем примазан к основной фигуре (Филимоновская, Вырковская игрушки). Третий – когда свисток лепится в виде конкретного образа птицы, а затем соединяется с основной фигурой. (Этот прием используется повсеместно в фигурах, где другие варианты невозможны).
Различными способами изготавливалось и свистковое приспособление. Любой свисток состоит из трех элементов: воздушной камеры, воздушного канала (по которому вдувают воздух) и язычка-рассекателя. Воздушная камера (внутренняя пустота) получается либо вдавливанием в комок глины пальца или «пуансона», либо образуется лепкой из пласта глины (как пельмени). Для пробивания воздушного канала и формирования язычка- рассекателя используют плоские, овальные или полуовальные палочки.
Рассмотрим два основных способа изготовления свисткового приспособления. Первый, мастер располагает воздушный канал в самом туловище игрушки свистульки. Делает он его с помощью инструмента-палочки, напоминающей по форме морковку. Открытый конец камеры мастер «вытягивает», превращая в хвост. Затем ножом ровненько отрезает конец его и палочкой копьевидной формы про- тыкает этот самый хвост несколько сверху вниз так, что она почти выходит наружу под брюшком животного. Это – будущий канал воздушного потока. Потом пальцем он снимает «лишнюю» глину, обнажая конец палочки и тут же проделывает отверстие в воздушную камеру. По устройству свистка похожи на абашевскую игрушку липецкая, курская и калужская». (Рисунок № 1)
Второй способ характерен для филимоновской игрушки: «кусок глины величиной с грецкий орех раскатывается в пластинку и оборачивается вокруг пальца. Конец цилиндра сплющивается так, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика протыкается тонкой деревянной палочкой «пичужкой» так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем делается клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом вырезается глина под прямым углом до кончика ногтя, затем делается второй надрез под острым углом и удаляется подрезанная глина. Края открытой стороны кувшинчика постепенно сдавливают, пока они не соединятся. Из этого выступа лепится голова птицы». (Рисунок № 2)
Инновация современной методики лепки игрушки-свистульки заключается в том, что из целого куска пластичной глины лепится (методом вытягивания) полностью вся фигура, исключая мелкие и выступающие детали. Затем, с помощью специальной петли, выбирается внутренняя полость, причем петлей можно легко выбрать пустоту, повторяющую внешнюю конфигурацию изделия, то есть получать равномерную толщину стенок изделия (от 4 до 6 мм). Равномерная толщина стенок фигурки дает более качественный звук и большую гарантию от растрескивания при последующей сушке и обжиге.
На следующем этапе специальным пробойником пробивается воздушный канал прямоугольного сечения. Он призван формировать вдуваемый в свистульку воздух. Далее на пути воздушного потока примазывается острый выступ -расссекатель. Он представляет из себя пластинку толщиной 2,5-3мм, напомммииннаающую лезвие стамески, то есть с заостренным торцом. По размерам она должна быть больше отверстия, получившегося при выборке полости. Пластинку тщательно примазывают по месту с таким расчетом, чтобы острый торец ее отступал от выходного отверстия воздушного канала на 5-6 мм.
Теперь необходимо добиться максимально качественного звучания. Это достигается оптимальным расположением рассекателя относительно воздушного канала. Поступающий воз- душный поток должен рассекаться пополам – половина воздуха уходит в полость фигурки, половина – наружу. Оптимальное положение устанавливается легки- ми нажатиями пробойником на полость рассекателя, загибая его вовнутрь или приподнимая. Когда вы добьетесь максимально чистого и громкого звука, можно приступить к прокалыванию в стенках фигурки отверстий для пальцев круглой заостренной палочкой (5мм). Закрывая или открывая пальцами эти отверстия, вы легко заметите, что меняется тональность звука. Если вы обладаете музыкальным слухом, вам не составит большого труда настроить инструмент. Изменение тональности звука зависит от месторасположения и размера отверстий. Еще не затвердевшая глина позволяет легко замазывать неудачные отверстия и пробивать новые, то есть поиск идет методом проб и ошибок. Количество пальцевых отверстий может быть от 3-х до 7, это зависит от качества свисткового приспособления, размеров фигурки и пропорций внутренней полости.
Нужно помнить о художественной стороне дела – отверстия на фигурке лучше располагать на тыльной стороне, хотя они могут играть и декоративный характер. Например, на бравом солдатике пальчиковые отверстия могут располагаться на груди – в один или два ряда, в этом случае они гармонично будут имитировать пуговицы. Последний этап работы – примазывание к фигурке мелких и выступающих деталей (носик, глазки, ушки, пуговицы и т.д.) и нанесения стеком или штампиками декоративных линий, вмятин, фактуры. (Рисунок №3, 4, 5).
Необходимый инструмент А теперь подробнее об инструменте. (Рисунок №6). Петля изготавливается из сталистой (пружинной проволоки) диаметром от 0,8 до 1мм; причем один конец у нее прямоугольный, другой – закругленный. Сначала полость в фигурке выбирается прямоугольной петлей, затем в образовавшуюся яму прямоугольной формы вводят закругленную петлю и выбирают глину с боков, добиваясь равномерной толщины стенок изделия.
Другой необходимый инструмент – пробойник. Изготовить его можно на точильном круге из обломка ножовочного полотна. Один конец его прямоугольной формы и слегка заточен (как стамеска), а другой представляет из себя ножик. Воздушный канал свисткового приспособления пробивается прямоугольным концом пробойника. Покачивая пробойник, необходимо добиться высоты воздушного канала в 3 – 4 раза больше, чем толщина пробойника. В идеальном случае воздушный канал на входе имеет высоту 2,5 –З мм, а на выходе 1,2 – 1,5 мм. Он должен быть чистым, без крошек глины и иметь четкие, прямоугольной формы входное и выходное отверстия.
Для начала полезно отработать технологию изготовления и настройки свистульки на простых геометрических формах – цилиндре или параллелепипеде. Приступая к лепке той или иной фигурки, следует продумать, в каком месте будет находиться свистковое приспособление. Например, у рыбки выгодно воздушный канал сделать во рту и, соответственно полость выбирать со стороны брюшка, а у солдатика канал пробивается на тыльной стороне кивера, а полость выбирается со стороны спины. Только после того, как будет отработана технология изготовления свистка на параллелепипеде или цилиндре можно при- ступить к лепке художественных образов.
Следует помнить, что обожженная глина – весьма хрупкий материал. Поэтому игрушка-свистулька не должна иметь тонкие и далеко выступающие детали. Главная особенность скульптуры – объемно-пластическая трехмерная форма, а создается она с помощью лепки. Любые лепные работы выполняются пальцами и ладонями: скатывают бесформенную массу глины, сплющивают, сдавливают, оттягивают, заглаживают объемную форму. При мелкой и аккуратной отделке и декорировании поверхности изделия используют специальные инструменты – самшитовые или буковые стеки и палочки различного профиля. (Рисунок № 7). Стеки и палочки нужны для срезания лишних пластов глины, заравнивания поверхностей, выполнения углублений, работы в местах изгиба формы, нанесения фактуры и т.д.
Рис. Инструменты.