Мангал представляет собой приспособление для приготовления блюд с использованием открытого огня. Оно имеет многовековую историю, и со временем его изначальные внешние характеристики немного преобразились. Жаровня на своей родине, Востоке, имеет чашеобразную форму, в России же – прямоугольную. Есть множество модификаций и вариантов исполнения этого приспособления.
Одни варианты предназначены для переноски, другие же выполняют не только функцию приготовления блюд, но и являются декоративными элементами в ландшафтах.
Мангал-паровоз
может располагаться на участке или во дворе, став при этом оригинальным украшением.
Как сделать?
Жаровни в форме паровозов имеют очень привлекательный внешний вид и хорошо вписываются в дизайны дач и дворов. Купленный мангал, выполненный руками мастера, обойдется в немалую сумму. Если сделать его своими руками, то финансовые затраты на изделие будут ниже. Работы по его изготовлению нужно проводить поэтапно:
- Подбор оптимального варианта проекта. На данном этапе очень важно определиться с окончательным видом — это поможет в дальнейшем сделать все необходимые расчеты по количеству материала и не ошибиться.
- Составление чертежа или схемы. Правильно составленный чертеж гарантирует хороший результат.
- Подбор всех необходимых инструментов и материалов.
- Изготовление рамы.
- Изготовление корпуса.
- Создание колес и декорирование. Готовить колеса и приваривать их к раме лучше до монтажа корпуса.
- Создание дополнительных приспособлений.
- Зачистка.
- Окрашивание.
Вряд ли получится изготовить такой мангал за один день, а вот за несколько дней, при условии быстрого выполнения каждого этапа, — вполне возможно.
Знакомство с особенностями изделий
Перед тем как сделать своими руками или мангал паровоз купить, необходимо ознакомиться с его ключевыми особенностями, функцией, которая заключается в том, чтобы готовить еду на углях прямо у себя в саду. Также данная разновидность агрегатов имеет ряд дополнительных функций, не менее важную роль, играют и материалы изготовления.
Мангал в виде паровоза во всех без исключения случаев изготавливается из металла, который отличается высокой прочностью, долговечностью, стойкостью к высоким температурам. Более того, из металла можно сделать изделие определённой формы и очертаний, так как металл очень хорошо, просто обрабатывается, режется, загибается.
Также в качестве более дорогой альтернативы, мастерами и производителями, нередко используется чугун, он имеет более высокую стоимость, так как более износостойкий, хорошо аккумулирует тепловую энергию. В целях снижения стоимости на изготовления агрегата в виде паровоза, некоторые изготавливают из чугуна только отдельные элементы, которые подвергаются большему нагреву, например решётки.
Мангал паровоз, фото которого вы можете найти и подробно ознакомиться с ними в нашей статье, позволяет готовить ароматные, сочные и аппетитные блюда (овощи, мясо, рыбу, птицу). Сочность достигается не только за счёт конструктивных особенностей садовых конструкций, угля, дерева, но и посредством использования для сборки металла, который позволяет образоваться на еде хрустящей, золотистой и аппетитной корочке.
Важно правильно подобрать сталь для изготовления мангала своими руками – это должен быть металл с достаточной толщиной, в местах наиболее сильного нагрева и контакта с топливом, огнём, показатель толщины не должен быть меньше восьми миллиметров. Это не позволит материалу истончаться со временем, деформироваться, терять свои свойства, прочность.
Мангал в виде паровоза может иметь ряд характерных особенностей, конструктивных элементов:
Конструктивный элемент | Описание, особенности |
гриль | Позволяет готовить продукты с открытой крышкой. Для жарки используется специальная решётка или шампура, крепления к которым делаются предварительно. |
Барбекю | Позволяет также готовить мясо и другие продукты на чугунной или стальной решётке. В отличие от варианта с грилем, мангал делает блюдо очень нежным, сочным за счёт того, что оно готовится только под закрытой крышкой. |
Горячее копчение | Дополнить мангал можно и отделением для горячего копчения. Часто, для данных целей, мастер не озадачивается и просто используется для данных целей отсек барбекю. |
Холодное копчение | При необходимости, можно купить или собрать своими руками садовый агрегат, который будет иметь отсек для холодного копчения. Он должен располагаться как можно дальше от огня и основных конструктивных элементов. Оптимальное место расположения – это боковая часть садового агрегата. |
Дополнить мангал можно и другими не менее важными конструктивными элементами, такими как полки, рабочие поверхности для сервировки блюд, их подготовки к подаче, приготовлению. В целях защиты прибора от попадания на жаровню осадков, паровозик комплектуется удобным козырьком, который выступает в роли крыши.
Мангал-коптильня-паровоз может иметь различный дизайн, установка может дополняться тематическими деталями и приспособлениями, формирующими образ настоящей модели. Например он дополняется поршнями, баллонами, решётками, трубами через которые отводятся продукты горения, такие вставки могут быть как кованые, так и полностью литые.
Продумывая дизайн проект, необходимо уделить отдельное внимание не только декору паровоза, его функционалу, материалам изготовления, но и его габаритам, которые формируются, выбираются, исходя из свободной площади сада, его планировки, наличия других объектов как: беседки, веранды, сараи, бани.
В качестве опоры, удобно будет использовать не простые ножки, а колёса, которые собираются из металлических прутьев, при этом они должны быть достаточно прочными, крепкими, хорошо закреплёнными, все швы и стыки обрабатываются сварочным аппаратом.
Цена на мангал паровоз может быть разной и зависит от:
- Выбранных материалов;
- Габаритных размеров;
- Функционала;
- Количества рабочих секций;
- Сложности и количества декоративных составляющих;
- Присутствие дополнительного оборудования, полок стеллажей, рабочих поверхностей;
- Массы конструкции;
- Сложности сборки и монтажа.
За счёт того, что цена на готовую вариацию или сделанную на заказ составит минимум несколько десятков тысяч рублей, самым лучшим вариантом станет изготовление садового агрегата своими руками.
При необходимости такое устройство можно дополнить функциональными полками, крючками, дымоходом, навесом. Например крючки можно навесить к раме изделия, они изготавливаются из толстой проволоки, на них вешают такие аксессуары как щипцы или кочерга. На полках будет удобно хранить посуду, столовые приборы и другую кухонную утварь, их изготавливают из тонкой листовой стали, радиаторных решёток. Навес или крыша должна быть по максимуму функциональной и правильной формы, которая позволит воде и снегу стекать/падать вниз и не попадать на решётку, поверхность в которой готовится пища.
Важно правильно подобрать краску, которая будет выполнять роль защитного барьера стали или чугуна, она должна быть огнеупорной, нетоксичной, защищать изделие от возникновения ржавчин и коррозий.
Необходимые инструменты
Подбор всех необходимых материалов получится с большей точностью осуществить на основании готового чертежа. После того, как проект уже выбран, можно начать с составления эскиза, по которому мастер составит чертежи. Если же речь идет о выполнении работы самостоятельно, чертеж должен отражать все элементы, их размеры и расстояния между ними. Пример готового чертежа приведен ниже (см. изображение).
Когда чертеж готов,
следует переходить к подбору инструментов.
Необходимо наличие:
- сварочного аппарата;
- болгарки (для резки металла);
- плоскогубцев;
- молотка;
- шурупов;
- отвертки;
- огнеупорной краски (для покраски готовой жаровни).
Подобрав все из указанных предметов, следует переходить к следующему этапу.
Конструкция мангала-паровоза
При конструировании приспособления для получения блюд на открытом огне необходимо обратить внимание на 2 основных элемента:
- дымоотвод;
- отделение, где располагаются горящие угли или дрова.
Первое, что отличает конструкцию «паровоз», — это труба.
Она выполняет две функции:
- выхлопа дыма;
- отличительного элемента.
Второе – конструкция должна обязательно предусматривать место, где происходит горение углей или дров. С помощью процесса горения этих материалов происходит приготовление вкуснейших блюд.
Мангал выполняет эстетическую и практическую функции. Его можно обустроить с максимальным комфортом, если предусмотреть:
- полочки, где располагается посуда, дрова;
- решетки (гриль, барбекю);
- камеру для горячего или холодного копчения.
Схема стандартной конструкции жаровни в форме паровоза включает:
- гриль-камеру — расположена в горизонтальном направлении;
- барбекю-камеру, расположенную в горизонтальном направлении;
- камеру, расположенную в вертикальном направлении.
Конструкция и чертежи
Каждая разновидность мангала паровоза может быть по-своему уникальной и оригинальной. Многие умельцы снабжают их множеством отделений и отсеков для приготовления разных блюд, а не только шашлыка. Однако в любой из конструкций нам будут необходимы 2 отдела:
- место под угли или дрова;
- отсек с дымоотводом.
У мангала-паровоза есть общая форма, которая отличает его от других мангалов: наличие характерной трубы. Она как раз и выполняет функцию отвода дыма от прогоревшего топлива. В более-менее классической конструкции паровоза предусмотрены камеры под гриль и барбекю отдельно, расположенные в горизонтальном направлении. А ещё можно продумать бокс в мангале паровозе для горячего и холодного копчения, место под решётку и отделение для хранения дров и углей, а также принадлежностей для розжига.
Чертежи для такой сложной поделки просто необходимы, и в них устанавливается, какой окончательный вид будет иметь мангал. В чертежи переносятся все точные разметки, а также указываются размеры всех отдельных элементов. Учитывая, что внешне это будет выглядеть, как паровоз, на этапе черчения продумывается количество вагонов и колёс.
На каждой стадии сборки конструкция сверяется с чертежами. Чаще всего исходной основой для данной разновидности мангала выступает старый газовый баллон литров на 50 вместимости. Помимо него, потребуется немало обрезков и листов металла, толщина которого желательна на уровне 8 мм. Этого значения достаточно для безопасного контакта с огнём.
Другие декоративные элементы мангала паровоза из газового баллона могут быть исполнены методом литься или ковки. Они изготавливаются настолько разнообразными, насколько позволяет фантазия мастера. Помимо декоративной опции, отдельные элементы могут приносить реальную практическую пользу. Например, колёса можно сделать передвижными для перемещения паровоза по участку. Очень удобно предусмотреть подсветку в виде фонариков.
Изготовление
Изготовление начинается с проверки качества чертежей по следующим параметрам:
- наличие точных разметок;
- указание размеров всех элементов.
После проверки качества чертежа необходимо очень внимательно продумать конструкцию по:
- количеству колес;
- числу вагонов.
Если получится представить в воображении уже готовую конструкцию и результат будет удовлетворительным, следует начинать подготовку материалов.
Каждый этап строительства производится при неоднократном сравнении собираемой конструкции с чертежом.
Основой должен быть долговечный огнеупорный металл. Подходят:
- газовые баллоны объемом 50 литров;
- стальные, чугунные изделия.
Рекомендуемая толщина материалов для контактирующих с огнем поверхностей — от 8 мм. В противном случае — при меньшей толщине — возможна деформация и перекос конструкции.
Производственный материал
Основной материал, используемый при производстве таких мангалов – металл. Положительные характеристики основаны на долговечности и прочности металлоконструкций. Они легко выносят высокий температурный режим, податливы в процессе ковки, могут принимать самые различные конфигурации. Советуем дополнительно ознакомиться на нашем сайте со статьей по теме создание печи-барбекю из металла.
Если же брать пример с процесса производства в заводских условиях, здесь может применяться сталь или чугун. Все конструктивные детали также будут изготовлены из выбранного материала.
Важно знать! Скорость и сочность приготовленного шашлыка зависит только от характеристик мангала. Поэтому при проектировании схемы стоит заострить внимание на высоте топочной чаши. Расстояние от углей до шампура с мясом должно составлять не больше 8-10 см.
Весьма важный аспект при выборе материала – достаточная толщина. При правильном подборе, изделие из металла будет служить достаточно долго.
Толщина поверхности, контактирующей с огнем, должна соответствовать 8 мм, можно и больше. Если же не придерживаться таких показателей, со временем металл будет истончаться. В итоге это приведет к полной деформации конструкции от собственного веса.
Дизайн
Вариантов оформления мангала в форме паровоза очень много. К корпусу могут быть приварены части из:
- литья;
- ковки.
Декоративные части отличаются специфичностью и разнообразием благодаря неограниченной фантазии мастера.
Элементы декора могут одновременно выполнять и практическую функцию: колеса передвигают изделие и служат украшением. Диаметр колес возможен одинаковый или различный по парам (передние, задние), количество пар колес – от двух и более. Отдельные элементы декора (колокол, фонарь) несут функцию подсветки.
Габариты мангала определяются количеством места для установки, но не являются ограничением по функциональности. Маленькая жаровня может совмещать все необходимые элементы (см. пример ниже на изображениях).
Колеса и декоративные элементы
Колеса для мангала мастера советуют делать и устанавливать на раму перед монтажом корпуса. В зависимости от размеров конструкции может потребоваться три и более пар колес. Достаточно часто применяются кольца разного диаметра.
Фото 12 Эффектность мангалу-паровозу придадут колеса разных размеров.
Производственный материал для колес – нарезки трубы одинаковой ширины. Важно не забывать об требуемой устойчивости для печной конструкции, поэтому не стоит их делать слишком узкими. Украсить внутреннюю часть кольца можно согнутыми прутками, полосками железа и т.д.
Необходимые материалы
Для самостоятельного процесса изготовления данного варианта конструкции жаровни потребуется:
- металл в большом количестве;
- различные сочетания металлов.
Большое количество металла включает в себя список необходимых материалов, состоящий из:
- труб (подойдут профилированные);
- бака;
- бочки;
- листового металла;
- пустых газовых баллонов;
- арматуры, стальных прутьев;
- уголков.
Возможно использование и других материалов помимо перечисленных.
Некоторые элементы могут быть изготовлены отдельно в мастерской на заказ, их делают из:
- стали;
- чугуна.
Выбор материалов и набор инструментов
Для самостоятельного изготовления мангала-паровоза потребуется различные металлические основы. В зависимости от возможностей и будет варьироваться внешний вид конструкции.
В качестве основных материалов, применяемых для основного корпуса, рамной конструкции, дымохода, колес и козырька используются:
- стальные трубы необходимого диаметра;
- профильная труба;
- бачок, бочка, баллон из-под газа, бидон и другие подобной конфигурации изделия;
- листовой металл;
- строительная арматура, прутья;
- уголки и т.д.
Фото 5 Часть стальной трубы, применяемой для прокладки линии газовой магистрали идеально подходит для обустройства основного корпуса мангала-паровоза.
Поскольку металл подлежит обработке и деформированию для этого потребуется наличие специального инструмента. В заводских условиях, нарезка крупнодиаметровых труб выполнятся ножовочным станком, для домашних целей достаточно будет использования:
- болгарки;
- рашпиля;
- сварочного аппарата;
- приспособление для художественной ковки под названием «улитка». Посредством этого прибора выполняется процесс обработки заготовок из металла.
- Электродрели.
- Молотка и кувалды.
Важно знать! В домашних условиях можно самостоятельно сделать механизмы для гибки прутьев и ковки декоративных элементов. Наличие таких приспособлений упрощает процесс изготовления элементов декора (завитков различных форм).
Фото 6 Обрезки трубы могут послужить колесами.
Сварная рама
По подготовленному чертежу изготавливается сварная рама. Она представляет собой каркас будущего изделия. Сварную раму получится сделать из:
- профилированных труб (сечение может быть квадратное);
- труб с круглым сечением;
- уголков;
- арматурных прутьев.
После того как подобран подходящий материал, требуется:
- При помощи болгарки нарезать элементы.
- Все элементы конструкции соединить при помощи сварочного аппарата.
- Оставить, пока готовый каркас полностью не остынет.
- Сделать зачистку швов на остывшей раме при помощи болгарки (нужна шлифовальная насадка) или напильника.
- Осмотреть готовый каркас.
- Если выявлен дефект, нужно убрать лишний металл и повторить сварку.
Когда будут выполнены все действия и на раме не будут выявляться дефекты, следует переходить к следующему этапу — изготовлению корпуса.
Рамная конструкция
Изначально необходимо определиться с размерами будущего мангала и заняться производством каркасной рамы.Для точного воспроизведения формы задумки идеально подойдут квадратные профильные трубы или обычные круглые, уголки или прутья арматуры.
Фото 7 Готовая часть сварной рамы из профильной трубы.
Еще в момент проектирования должны быть определены размеры и нужное количество всех деталей. Также предусматриваются крепежные участки для размещения колес, каркаса под основной корпус и дополнительных элементов. За счет поперечных планок рамы, служащих в качестве связных деталей изделие обретает более качественные характеристики.
Крепление всех деталей осуществляется методом сварки для которого потребуется одноименной аппарат. После остывания металла, швы зачищают болгаркой с диском для шлифования. Если были выявлены дефекты соединений, спайки срезают, а сварочный процесс повторяют.
Корпус
Для создания корпуса, расположенного горизонтально, применяются:
- пустые газовые баллоны;
- бак;
- бидон.
Возможно использовать и другие предметы, которые подходят для этого. Если в качестве корпуса используется пустой газовый баллон, необходима правильная его разборка.
Правила и последовательность работы с баллонами:
- Спускаются остатки газов.
- Производится скручивание крана.
- Если не получается скрутить кран, необходимо применение газового ключа.
- Если произошло покрытие ржавчиной переходов от крана к баллону, заливается вода внутрь. Баллон наполняется водой через капельницу полностью.
Внутрь баллонов вода заливается навесу для предотвращения закупоривания.
При закупоривании вода заливается маленькими порциями.
Когда баллон подготовлен, приступают к сооружению корпусной конструкции:
- Верх вырезается при помощи болгарки.
- Вырезанную часть приваривают и сажают на петли.
- К полученной крышке монтируется ручка.
- В случае использования труб производится заглушка боковых частей.
Ручки рекомендуется ставить из дерева. Это предотвратит ожоги кожи.
Первый элемент корпуса готов. Теперь требуется соорудить боковую камеру:
- Используя листовую сталь, сваривают короб.
- Через канал происходит соединение короба и бака.
Камера может иметь крышку или дверцу.
Когда готовы две части:
- Соединяют корпус и раму электросваркой.
- Бока каркаса закрываются металлическими листами.
На этом создание каркаса завершается.
Делаем мангал-паровоз своими руками
Для того чтобы самостоятельно изготовить столь сложное по конструкции и детализации изделие предварительно рекомендуется рассмотреть несколько вариантов уже готовых мангалов такого плана. Также не лишним будет и изучение визуальных аспектов конструкции настоящих паровозов, которые являются прототипами для комплексных барбекюшниц.
Подбор материалов и инструментов
Для того чтобы изготовить мангал-паровоз своими руками понадобится большое количество металла в разном исполнении. От того какие варианты доступны вам во многом будет зависеть внешний вид будущего изделия.
Для создания корпуса, рамы, колес, трубы, навеса и различных вспомогательных элементов могут понадобиться такие материалы:
- стальные трубы разного диаметра;
- бак, бочка, пустой газовый баллон, бидон и подобные предметы;
- листовой металл;
- профильная труба;
- стальные прутья, арматура;
- уголки и т.д.
Обрез магистральной трубы — идеальный материал для изготовления корпуса паровоза
Также для обработки металла понадобится специальный инструмент. Для нарезки труб в производственных условиях используется специальный станок, но дома можно обойтись таким набором приспособлений:
- болгарка;
- напильник;
- сварочный аппарат;
- «улитка» для ковки;
- дрель;
- молоток или кувалда.
Обратите внимание: станок для создания кованого декора также можно сделать самостоятельно. С его помощью из обычного прута можно сделать завитки любой формы, в зависимости от параметров «улитки».
Из обрезков трубы изготавливаются колеса
Рама
Начало работы связано с определением размеров будущей конструкции и изготовлением каркаса. Для того чтобы создать прочную раму, идеально вписывающуюся в общую задумку можно использовать профилированную трубу с квадратным сечением, обычную круглую трубку, арматурные прутья, уголки и т.д.
Сварная рама из профилированной трубы
Количество необходимых элементов и их размеры определяются в процессе составления чертежей. Обязательно должны быть предусмотрены места для крепления колес, рама под монтаж корпуса и вспомогательных элементов. Поперечины выполняют также роль связующего элемента и укрепляют изделие.
Для соединения нарезанных болгаркой деталей понадобится сварочный аппарат. После того как металл остынет все швы нужно зачистить шлифовальным кругом болгарки и напильником. При выявлении дефектов спайки нужно срезать излишки металла и повторить процедуру сварки.
Корпус
Создание корпуса позволяет поэкспериментировать с конструкцией изделия. Стандартный мангал паровоз предполагает наличие горизонтальной гриль-барбекюшницы и вертикальной камеры, которую можно использовать для копчения продуктов. Некоторые модели вместо нее содержат открытый гриль или смежную топку. Рекомендуем прочитать материал о производителях дачных грилей на нашем сайте.
Стандартный мангал паровоз обладает горизонтальной гриль-барбекюшницей и вертикальной камерой, которую можно использовать для копчения продуктов
Для того чтобы изготовить горизонтальный корпус можно использовать:
- трубу большого диаметра;
- использованный газовый баллон;
- бак;
- бидон.
Нижняя часть корпуса можно вырезать из баллона. Она имеет крышку для барбекю
Для начала нужно обрезать выбранный материал под нужные вам размеры. Для обустройства барбекюшницы срезается верхняя часть трубы. Затем этот же срез приваривается на петли и устанавливается в качестве крышки. Его нужно оснастить также ручкой, желательно с деревянной насадкой для защиты от ожогов во время эксплуатации.
Если за основу берется обычная труба, то необходимо продумать как и из чего сделать носовую заглушку
Обратите внимание: баллон или цельный бак удобно использовать из-за закругления днища. Если взять обычную трубу, придется думать над тем, как и из чего сделать носовую заглушку для нее.
Вторая часть корпуса — прямоугольная боковая камера. Она соединяется каналом с основным баком. Изготовить этот элемент можно из обычных стальных листов. Они свариваются между собой, образуя короб. Для создания каркаса удобно использовать угловые профили. Дополнительно можно сделать крышку или же вырезать дверцу в боковой части.
Дополнительную боковую часть, которая играет роль коптильни, можно сварить из листового металла
Рама и обе части корпуса соединяются между собой сварочным швом. По бокам каркас закрывается листом металла.
Колеса и декор
Следующий элемент — колеса. Их рекомендуется делать заранее и сваривать с рамой до установки корпуса. Так как изготавливается мангал в виде паровоза, вам понадобится 3-4 пары колес. Для более эффектного внешнего вида их можно сделать разными по диаметру.
Для эффектности колеса делаются разного диаметра
Для изготовления колес используют трубу. Для задних элементов берется больший диаметр, чем для передних. Необходимо нарезать кольца одинаковой ширины. Важно сделать их достаточно широкими, чтобы гарантировать устойчивость мангала.
Нарезать кольца для колес можно болгаркой из трубы подходящего диаметра
Для украшения внутренней части используют прутья, полоски железа, заклепки и декоративные завитки. Последние можно сделать самостоятельно с помощью станка для холодной ковки. Различными завитками и спиралями украшают и боковые части поезда.
Декор в виде завитков для паровоза можно изготовить методом холодной ковки
Не забудьте сделать решетку, поршни и прочие украшения, чтобы придать изделию атмосферный вид.
Колеса и декор
Установку и изготовление колес рекомендуется выполнять до того, как монтируется корпус. Их приваривают к раме первыми, а потом – корпус.
Число и диаметр колес определяется выбранным вариантом конструкции. Наиболее часто их готовят из труб:
- Подбирают диаметр труб в соответствии с параметрами на чертеже.
- Размечают отрезки.
- При помощи болгарки вырезают элементы заданной ширины по разметке.
Декорирование производится:
- прутьями;
- завитками;
- заклепками.
Украшения могут быть изготовлены дополнительно. Кованые элементы, изготовленные мастером на заказ, прекрасно украсят изделие и сделают его неповторимым.
Мангал может быть выполнен полностью из ковки.
Пример представлен на изображении.
Кованый мангал может сделать только мастер.
Подготовительные работы
Для того чтобы изготовить многофункциональный мангал из газового баллона в виде паровоза своими руками, необходимо провести ряд подготовительных работ. Для начала следует полностью выпустить из баллона весь газ, оставшийся после его использования. Делать это следует только на улице, так как газ имеет неприятный специфический запах, и вдали от возможных источников огня. Для того чтобы узнать, что газ выходит из баллона, можно взять обычную мыльную воду и нанести ее на вентильный выход. Если появились пузыри, это значит, что газ выходит.
После опустошения баллона необходимо полностью открутить газовый вентиль, перевернуть его вверх дном и вылить остатки конденсата. Затем наполнить баллон водой и оставить на несколько дней для того, чтобы резкий запах метана или пропана полностью исчез. Для этого можно подключить к баллону гибкий резиновый шланг и подавать воду под давлением. Дальше с ним работа будет безопасной.
Можно просмотреть различные чертежи создания мангала в виде паровоза, где будет располагаться гриль и барбекю, а затем выбрать оптимальную схему с указанием всех размеров изделия и дополнительных элементов.
Размеры стандартного газового баллона (50 л):
- высота — 98 см;
- диаметр окружности — 30 см;
- толщина стенок — 0,3 см;
- вес — 22 кг.
Инструменты и материалы для работы:
- 1 газовый баллон (50 л);
- 1 газовый баллон (12 или 5 л);
- сварочный газовый или электрический аппарат;
- электрическая болгарка;
- защитная каска или очки;
- перчатки;
- газовый разводной ключ;
- заклепки с пистолетом;
- петли стальные (3-4 штуки);
- молоток;
- отвертка;
- электродрель;
- 1 стальная труба;
- трубы или металлические уголки.
Для того чтобы сделать мангал в виде паровоза из газового баллона, необходимо сначала произвести его разметку согласно выбранной схеме.
Как сделать ножки для мангала?
Существуют жаровни на ножках. Мастерами рекомендуется оснащение их колесами. Это сделает конструкцию способной к транспортировке.
По высоте ножки готовят, основываясь на пожеланиях хозяев:
- В соответствии с параметрами, на подобранных трубах делается разметка.
- Выпиливаются соответствующие участки.
- Дно устройства оснащается четырьмя отверстиями.
- В отверстия вставляют болты резьбой наружу.
- Каждый болт затягивают и приваривают. С помощью них ножки крепятся ко дну.
- Вверху ножек приваривают гайки, с помощью которых они будут соединены с жаровней.
Этапы изготовления мангала
Рассмотрим поэтапно, как сделать мангал в виде паровоза с функцией гриль и барбекю.
- С помощью углошлифовальной машинки и круга по металлу необходимо распилить баллон по размеченным ранее линиям. Перед этим открутить полностью вентиль или просто отпилить его болгаркой.
- Крышку надо прикрепить на петли, которые сначала зафиксировать с помощью заклепок, а затем приварить к крышке и нижней части мангала. По бокам мангала приварить металлические ручки, сделанные из арматуры. Можно приобрести железные дверные ручки в строительном магазине и прикрутить их болтами.
- В верхней части мангала необходимо вырезать специальные выемки для установки шампуров. Делать их можно с различным шагом по усмотрению мастера. Если необходимо, сверху на мангал можно укладывать решетку для приготовления курицы-гриль или запекания овощей.
- Затем необходимо приварить «колеса» к мангалу. Их можно сделать из обычной металлической трубы большого диаметра или металлического листа. Для этого надо отрезать болгаркой 4 одинаковых куска трубы и приварить их к днищу мангала. Можно вырезать 4 металлические полосы шириной 20 см и длиной 40 см. Сварить из них колеса, имитирующие паровозные, и прикрепить к мангалу с помощью сварки или прикрутить болтами.
- Для того чтобы стенки мангала не деформировались и для обеспечения дополнительной жесткости конструкции, внутри по всей длине баллона следует приварить 2 уголка.
- Для того чтобы обеспечить постоянный приток воздуха в мангал, сзади изделия рекомендуют высверлить болгаркой около 10 или 15 больших отверстий диаметром примерно 16 мм в произвольном порядке.
- На боковой части баллона, где находился вентиль, остается небольшое круглое отверстие, в которое вставляется вытяжная труба.
- На дно мангала укладывается 2-3 чугунные решетки. Это необходимо для регулярной подачи воздуха, а также для его дополнительной циркуляции.
Дополнительные приспособления
Дополнительно жаровня может быть оснащена:
- крючками;
- полками;
- вытяжкой;
- навесом.
На полках хранят посуду, крючки выполняют функцию вешалок.
Материалом для крючков служит проволока или гвозди. Посредством вытяжек отводится лишний дым.
Их сооружение:
- В передней части корпуса или рядом с камерой монтируют трубу.
- Вверху приваривают конусообразную пластину — благодаря ей внутрь не попадут осадки.
Навесы готовят из срезов металлических бочек.
После того как установлены все дополнительные элементы и конструкция готова, необходимо ее окрашивание, включающее следующие этапы:
- Зачистка поверхности наждачной бумагой.
- Обезжиривание поверхности растворителем.
- Покрытие с помощью краски.
Защита от коррозии обеспечивается использованием специальных огнеупорных термокрасок. На всех емкостях с красками должно быть написано, что они подходят для применения на металлических поверхностях. Для красящего состава дополнительно должно быть указано:
- использование при высоких температурах (от 650 до 1000 градусов);
- инструмент для нанесения (кисть).
В продаже есть краски, выдерживающие нагревание до 1000 градусов.
В их составе используются композитные материалы и жаропрочные стекла.
Ручки и поддув для огня
Как только сварная рама и корпус стойки подготовлены, можно побеспокоиться о том, какими будут подставка, ручки и другие вспомогательные узлы. Помимо этого, такая жаровня может оснащаться полками, крючками, навесом, вытяжкой. На крючках можно подвешивать разную утварь, а на полках хранить посуду и пр.
Вытяжки пригодятся по той причине, что они отводят наружу лишний дым от продуктов горения. В переднюю часть корпуса вваривают трубу. Сверху приваривается конусообразная пластина для защиты от дождей. Навесы изготавливают из срезов металлических бочек. Когда конструкция в целом собрана, её покрывают термостойкой, огнеупорной краской. В составе таких красок применяются жаропрочное стекло и специальные композитные компоненты.
Внешний вид и форма ручек не имеют особого значения. Однако они обязательно должны быть жаростойкими. Снаружи к ручкам приделываются деревяшки, чтобы не обжечься горячим металлом. Чтобы крышка не проваливалась внутрь, по периметру приваривается небольшая металлическая полоска. Необходимо для шампуров сделать небольшие выемки и пропилы, в которых они будут находиться.
Отдельное внимание уделяется поддуву из баллона, поскольку для топлива нужно обеспечить поступление кислорода. Для этого переворачиваем мангал вверх ногами. На расстоянии 10 см от шва нужно сделать 2 продольные полосы, либо множество отверстий в ряд, через который будет поступать воздух. Заводские швы лучше не трогать, чтобы не нарушить целостность конструкции.
Теперь нужно срезать кран, а на его место вставить металлическую трубку. Через неё система сможет проветриваться, а остатки дыма — выходить наружу. В самом конце работ приступают к окрашиванию конструкции в предпочтительный цвет. Краска обязательно должна быть термостойкой.
Изготовить самостоятельно уникальную жаровню не так сложно, как могло бы показаться на первый взгляд. Большинство отработанных ёмкостей и узлов можно найти в сарае или на даче. В крайнем случае, всё это приобретается в строительном магазине или в отделе товаров для дома. Если проявить немного фантазии, то вполне соорудить настоящее произведение искусства. Если у кого-то из читателей есть опыт изготовления такого паровозика, предлагаем поделиться им в комментариях после прочтения.
Мангал-паровоз с функцией копчения
Элемент, который отличает мангал-коптильню, называется топкой. Последовательность изготовления идентична приведенной выше, но отдельно необходимо сделать топку и место для нее. Для этого потребуется выполнить следующие действия:
- У баллона спиливается дно на 1/2. Здесь будет располагаться топка.
- Срез шлифуется.
- Вниз основания-мангала на петли крепится крышка.
- Просверливаются отверстия внизу топки.
- Короб диаметром от 10 до 15 см (патрубок) приваривается ко дну основания.
- К патрубку производят прикрепление дымовой трубы и коптильной камеры. Для коптильных камер берут любые емкости.
Примеры мангалов-паровозов с функцией копчения (коптильня) промышленного производства (верхний) и сделанного своими руками (нижний) представлены ниже на изображениях.
Дополнительные конструкции
Для многих владельцев жаровен важным является вопрос наличия дополнительных приспособлений. Они придают комфортности при эксплуатации, а также позволяют тратить меньше времени в момент подготовки, например, полочки, крючки, навес и дымовая труба. Последний элемент некоторые считают просто обязательным для мангала, особенно, если в нем есть коптильный отсек.
Фото 13 Срез металлической бочки идеально подойдет в качестве навеса.
Некоторые мангалы оснащают дымоотводом только как декорацией, однако в большинстве случаев – этот предмет выполняет свое прямое назначение. Ее монтируют на переднюю часть мангала-барбекю или же оснащают выводом продуктов горения боковую секцию.Сверху обязательно должна быть приварена конусная пластина, защищающая от попадания дождя.
В последнюю очередь все сварные швы зачищают, а конструкция окрашивается специальной огнеупорной смесью. Такое финишное покрытие позволяет защитить металл от осадков и коррозийных образований.
Задумайтесь, может именно для вашего ландшафтного дизайна не хватает оригинального мангала-паровоза?
В нашем каталоге представлен большой ассортимент мангалов и смокеров по доступным ценам!
Мангал садовый с крышей и дровницей (МСДН2, сталь 4 мм)
14 400 ₽
Подробнее
Мангал садовый с дровницей на колесах МСДК (сталь 4 мм)
9 400 ₽
Подробнее
Мангал садовый профессиональный МС-4 проф.
7 900 ₽
Подробнее
Мангал с крышей профессиональный на колёсах «Готика» (МПК 2, сталь 4 мм)
21 500 ₽
Подробнее
Мангал дачный МД-4-4-4 4 мм
9 500 ₽
Подробнее
Примеры работ
Ниже представлены примеры готовых, уже реализованных проектов жаровен в форме паровоза, которые могут быть взяты за основу, воспроизведены полностью руками мастера под заказ или самостоятельно. Интересный вариант мангала показан на видео
Мангал-коптильня в форме паровоза с золотистыми элементами отделки.
Модель с полосками на колесиках.
Вариант на 4-х парах колес с трубой.
Каждая из представленных моделей станет оригинальным решением.
На видео подробно рассказывается про изделие
Мангал-паровоз из газового баллона
Ещё один вариант использования газового баллона – изготовление универсального устройства под названием «паровоз». Он представляет собой вариант «четыре в одном». Здесь соединились гриль, мангал, барбекю и коптильня. Внешне такой мангал действительно напоминает паровоз. Он состоит из нескольких труб-баллонов, каждая из которых имеет своё предназначение.
Хорошо выглядят паровозы, в которых сочетаются трубы разных диаметров. Для этого используют газовые баллоны, магистральные трубы и бочки. Для колес берут части газовых баллонов, могут использовать элементы ковки. Все части конструкции окрашивают термостойкой краской, выдерживающей температуру 700 градусов. Её придётся время от времени обновлять.