Процесс травления металла известен людям ещё с 16 века. Наиболее известные мастера жили в Италии и Германии. Сегодня травление ножа в домашних условиях, по силам любому человеку в мире. Доступность реагентов, и множество способов – позволяет заняться этим, не имея специального опыта. Но изучить тему травления ножа – стоит обязательно.
Травление рисунка на ноже в домашних условиях.
Суть метода
Ключевое значение имеет – воздействие кислотных сред на металл. Благодаря взаимодействию агрессивной среды и изделия происходит химический процесс, называемый – травление. Для нанесения узора на клинок, участки поверхности непредназначенные для протравки, покрывают защитным слоем.
Он обязан быть устойчив к травящему веществу. Глубина растворения металла зависит от времени воздействия на него. Со времён 16 века, выявлено несколько эффективных способов травления ножей. О них пойдёт речь ниже.
Из старого в новое — переделываем ржавый топор, найденный на даче
Многие из мужчин ломают голову над тем, что подарить брату, лучшему другу, отцу на день рождения или иной значимый праздник. Ведь подарок должен быть не только функциональным, но и ярким, запоминающимся. Банальные вещи здесь совершенно неуместны. Хорошую идею невероятно красивого мужского подарка подсказал автор YouTube-канала Витёк Санько. А основой для её воплощения в жизнь стал проржавевший от времени старый топор, которому была подарена вторая жизнь.
Способы травления металла
Кислоты в технике травления применяются в зависимости от вида металла. Определённый сплав, требует своих агрессивных веществ. От этого зависит – быстрота и качество процесса. Способов существует несколько:
- процесс с применением электролита, с пропускаемым через него ток. Называют – электрохимическим. Особенностями его являются: точный рисунок, экономия времени и раствора рабочей жидкости. Нет вредных испарений;
- процесс, не требующий сложного оборудования и безумно прост – химический. Но применение жидких кислых растворов, характерно выбросами вредных для здоровья человека в воздух испарений;
- производственный метод, требующий дорогостоящего оборудования – ионно-плазменный метод. Применяется в сухой среде в области микроэлектроники.
Первые два метода широко распространены для травления ножей в домашних условиях. Компоненты доступны в продаже и не требуют сложных манипуляций.
Действия при химической реакции
Во время реакции образуется налёт, которого будет становиться всё больше. Он тормозит весь процесс, поэтому нужно периодически смывать его водой. Не стоит этого делать при помощи различных щёточек, кисточек и прочих инструментов, потому что можно повредить краску. А ведь она словно держит весь рисунок, и будет обидно, если, осуществляя травление ножа, к примеру, рисунок на нём вы ненароком повредите. Это очень тонкая работа, требующая твёрдой руки и терпения.
Читать также: Техника безопасности на токарно винторезном станке
От времени, в течение которого металл будет пребывать в растворе, напрямую зависит глубина рисунка. Точных критериев не существует, поэтому каждый мастер должен сам наблюдать за ходом химической реакции. И только проделав это несколько раз, можно будет с уверенностью говорить, какое время необходимо для проявления желаемого рисунка на задуманную глубину.
Подготовка металла к нанесению рисунка
Необходимо подготовить клинок к нанесению рисунка и к самому процессу травления. Если нож разборный, обязательно разберите его. Освободив клинок, проще будет работать. В цельном изделии обязательно следует изолировать рукоять.
Неважно, из какого она материала, кислая среда навредит любому. Изолента в роли изолятора, подойдёт прекрасно. Обрабатываемую поверхность клинка, необходимо тщательно протереть ацетоном. Задуманный рисунок хорошо ляжет на обезжиренную поверхность. Пальцами заготовки стараемся не касаться.
Трафареты для травления на топорах и правила процедуры
Получение рисунка на топоре для своего удовольствия или для эффектного подарка – дело настолько нехитрое, что под силу любому. Электрохимическое травление головы – дело нескольких часов.
Нанесение рисунка на топор.
- Особенности
- Узоры для графировки
- Источник тока
- Раствор
- Процесс меднения
- Заключение
Методы нанесения рисунка
Рисунок из различных материалов, служит защитным слоем, протравливаться будет металл не покрытый им. Присутствует схожесть с негативом фотоплёнки, при проявлении фотографии. В качестве защиты вариантов предостаточно: изолента, наклейка, лак для ногтей, винил, маркер по металлу и многие другие полимеры.
Лак для ногтей
Распространённый материал среди любителей. Но и профессионалы им не брезгуют. Хорошая сопротивляемость агрессивным средам, делают его лидером в использовании. Нанеся его на изделие и дав подсохнуть, есть доступность подкорректировать рисунок острыми режущими предметами. Достигая чёткого рисунка и плавности линий.
Грунтовка или битумный лак
Изделие полностью покрывается, затем переносятся поверх слоя контуры рисунка, маркером или кистью. Заострив тонкую проволоку, необходимо процарапать до металла эскиз. Грунтовку используют ГФ 021 или ХВ 062. При процедуре процарапывания эскиза есть риск откалывания засохшего грунта или битумного лака. Является минусом этого метода.
Глянцевая бумага
Набирающий обороты среди мастеров, неплохой метод, имеющий немало положительных сторон. На глянцевой бумаге лазерным принтером распечатывают необходимый эскиз в реальную величину. Приложив к поверхности клинка стороной с рисунком, необходимо утюгом прогладить бумагу.
После остывания изделия, его помещают в воду. Доведя бумагу до размякшего состояния, она отслаивается, а тонер с принтера остаётся на изделии. Следует лишь вокруг рисунка обработать поверхность лаком для ногтей. Метод позволяет переносить мельчайшие подробности изображения.
Большой топор мясника – как травить рисунок солью
Сделать шедевром большой топор мясника своими руками не сложно. Сегодня узнаете как травить узор солью.
На изготовление этих шедевров, было затрачено два вечера. Если вы думаете, что травление металла, это сложно. Отвечаю. Досмотрев это видео до конца, многие сделают аналогичное травление металла с первого раза. Я уже делал подобное — подписчики должны помнить. Но тогда у меня не было здоровенного топора мясника. А с ним как оказалось работы немного больше. Весь процесс разделим на два этапа. Полировка металла и травление. И если у кого-то будут вопросы задавайте.Я не только читаю комментарии, но и всегда отвечаю. Полировку одного топора можно сделать одной болгаркой за час. Сильную ржавчину и старую краску я снял зачистным диском. Кое где ржавчина проникла достаточно глубоко, поэтому приходилось зачищать до чистого металла. Зачистив три топора и маленький калун, неожиданно вспомнил что где-то лежит новенький, купленный лет 10-12 назад топор мясника. Вот он. Он почти в три раза больше стандартных топоров. И визуально в отличном состоянии – был даже в салидоле. Зачистным диском начал снимать верхний слой металла и через пару минут стали заметны глубокие раковины. Которые вряд ли я смогу убрать. Времени на зачистку топора мясника ушло в три раза больше. После зачистного диска на топорахостались неровности, которые можно сгладить лепестковым диском. На топоре мясника неровности вывести сложней, и я попробовал это сделать орбитальной машинкой. Наждачные круги на чистом и плоском металле садились буквально за минуту. И для меня был открытием зачистной синтетический диск, который я когда-то купил на автомобильном рынке. В Китае аналогичные диски продают по 320 рублей. В общем, такой диск может сгладить небольшие неровности на металле, вывести царапины и отполировать поверхность. На отполированном таким диском металле можно делать травление. И не важно, что на плоскости есть неровности. После травления эти дефекты почти не заметны. Отполированные топоры эффектно смотрятся и без рисунка. Чтобы довести метал до зеркального состояния. Можно немного пройтись тысячными наждачными кругами, и немного шлифануть вручную двухтысячной наждачкой. Окончательную полировку делал на войлочном круге с автомобильной мастикой Ж3. Буквально несколько минут и топоры готовы. И согласитесь смотрятся классно. На втором этапе, для травления металла понадобится источник питания постоянного тока с напряжением 5 вольт. Идеально для этих целей подходит компьютерный блок питания. Еще понадобится соль из расчета килограмм на 4 литра воды. И трафареты изготовленные на виниловой самоклеящейся плёнке. Кто хочет сделать свои макеты трафаретов, могут посмотреть обучающий ролик – ссылка на видео у меня на сайте. Если вам нравятся мои трафареты, можете их скачать там же, у меня на сайте. Ссылка в описании под видео и в закреплённом комментарии. Все макеты я уместил на листе формата А3. Что делать с макетом трафаретов? Скидываете его на флешку и несёте в ближайшую студию печати. Где просите сделать плотерную резку на виниловой самоклеящейся пленке. Там же можно купить монтажную плёнку. В крайнем случае монтажную плёнку можно заменить малярным скотчем. Дома разделим лист на отдельные трафареты.У меня лист немного больше, потому что кроме топоров я готовил трафареты для кепок и футболок. И так…. Как перенести трафарет на метал? Берем трафарет с текстом. Допустим, я хочу чтобы после травления металла, текст блестел. В таком случае удаляем ножиком или иголкой всю самоклеящуюся плёнку вокруг текста и внутри букв. На подложке остаётся только текст. Чтобы перенести наклейку на металл, клеим на трафарет монтажную плёнку, разгладим и аккуратно снимем. Трафарет перенесли на плёнку. Обезжирим топор растворителем или спиртом, и постарайтесь приклеить трафарет с первого раза. Хорошенько разгладьте и сильно загибая , не спеша стяните монтажную плёнку. Простые наклейки в форме листочков или звездочек можно клеить без монтажной плёнки. Главное не касаться клейкой основы руками. Однослойное травление будет смотреться хорошо, но при двухслойном травлении создается иллюзия глубины рисунка.Делается это просто. Вначале клеим все трафареты, которые должны блестеть. После чего, поверх клеим трафареты , которые будут как бы на заднем плане. Теперь подготовим солевой раствор. На 3-4 литра воды добавим килограмм соли. Очень важно соблюдать температурный режим. Температура раствора должна быть такой же, как и температура топора 25-30 градусов. При разнице температуры более чем в+- 20ть градусов наклейки при травление могут отвалиться. При температуре ниже двадцати и выше шестидесяти наклейки тоже могут отклеиться. Дальше, нужно подключить питание. В каждом компьютерном блоке питания есть шины на 3,3, 5 ть и 12 вольт. И чем выше будет сила тока у 5ти вольтовой шины, тем лучше. Видео по переделке и запуску компьютерного блока питания найдете у меня на сайте . Следующий важный момент. Плюсовой провод от блока питания прикрутим к топору который будем травить – это анод. Минусовой провод прикрутим к какой либо жестянке напоминающей форму топора — это катод.Если перепутаете полярность то травиться будет не топор, а жестянка Опускаем в пластиковую посуду топор и катод… Расстояние между катодом и анодом делаем 3-5 сантиметра. Если катод поставить в сантиметре от топора, раствор может закипеть и как следствие из за разницы температуры топора и раствора наклейки отклеятся. Кроме того, при малом расстоянии между катодом и анодом, увеличится нагрузка и блок отключится — уйдет в защиту. Раньше я думал что силы тока моего блока питания достаточно для травления любых предметов. Но при травлении топора мясника блок питания уходил в защиту до тех пор, пока я не отодвинул катод от топора на 5 сантиметров. Это от того что у топора слишком большая площадь травления металла. Медные провода сечением полтора квадрата под нагрузкой грелись так, что плавилась изоляция. Чем больше площадь анода и катода, тем выше нагрузка. И последнее. Каждый раз перед основным травлением, я делаю тестовое 20 минутное травление. Если результат нравится, приступаю ко основному травлению. Топоры я травил по 15ть минут каждую сторону. И ускорить этот процесс не получится. Вначале травим одну сторону. Затем переворачиваем топор и столько же травим другую. После чего мягкой кисточкой стараясь не повредить наклейку, под проточной водой смываем оксид железа. Просушим топор и снимем верхний слой наклеек. Снимать старайтесь так, чтобы случайно не поднять нижнюю наклейку. Кое где могут остаться следы клея.. Клей убираем с помощью растворителя. Если переборщите с растварителем, наклейки могут отклеиться. Удалив клей, ставим топор в раствор и запускаем травление каждой стороны еще на 10 -12 минут. По окончанию травления смываем оксид и снимаем наклейки. И на первый взгляд травление кажется не выразительным. Но если взять шестисотую или восьмисотую наждачку и все зачистить, то начинает проявляться рисунок. После шестисотой наждачки пройдем по зеркальным участкам тысячной и двухтысячной наждачкой. Для того чтобы рисунок стал зеркальным немного шлифанем войлочным кругом. Можно даже сухим, после войлока рисунок станет более выразительным и эффектным. Результат мне нравится. Если вам тоже нравится ставьте палец вверх. Топоры получились действительно уникальными и очень красивым. Можно было бы одеть топорища. Но есть нюанс. Металл ничем на защищён и со временем может потускнеть или покрыться ржавчиной. Поэтому в следующем видео сделаем воронение всех топоров самым удачным способом. Кстати, теперь подписчики моего телеграм канала и группы вконтакте могут увидеть фотографии новых самоделок за пару суток до выхода видео на YouTube. Что касается воронения, то, то что покрытие будет износостойким и влагостойким я не сомневаюсь. Мне больше интересно насколько эффектно топоры будут смотреться после воронения. Не забудьте нажать на колокольчик чтобы не пропустить новые видео.
Принцип травления при помощи электролиза
Для металлических изделий применяют два способа: кислотный (жидкий) и электрохимический. Используют их для снятия окалины и оксидных пленок. Соблюдение правил протравки: время выдержки и концентрация раствора, залог успешного процесса.
Процесс электролиза.
Немаловажно тщательное обезжиривание детали. Небольшое жирное пятно, приведёт в непригодность все труды мастера. При работе с лаками необходимо соблюдать осторожность, они легко воспламеняемы. К этому относится и сам процесс. В любом виде – он небезопасен. Относится к нему необходимо с осторожностью и внимательностью.
Растворы, используемые для травления стали
Процесс для различных сплавов, требует различные протравливающие вещества. Исходя из атомарной структуры решётки металла, подбирается определённый раствор:
- щелочные растворы хорошо травят алюминий и сплавы из него;
- азотная, серная, соляная и фосфорная кислоты применяются при травлении меди и её сплавов. Для увеличения скорости реакции добавляют хром и азот;
- для прочного титана применяется двойной способ протравки. Изначально обрабатывают в щелочных растворах, затем в кислотных высокой концентрации;
- водный раствор перекиси водорода и муравьиной кислоты идеально подходит для никеля и вольфрама;
- для иных твёрдых металлических соединений используют смеси азотной и уксусной кислот;
- несильный раствор серной кислоты хорошо справляется с чугуном.
Излюбленной, для травления ножа в домашних условиях – является азотная кислота. Иногда добавляют соляную. Они имеют высокую активность, и работать с ними необходимо осторожно.
Основные архаичные техники гравировки
Резцовая гравировка
Первый из трех типов гравировки, о которых мы будем сегодня говорить. Историческое ее название – bulino, по названию основного резца, которым пользовались в итальянской школе граверов. Конечно, сейчас для ее воплощения используется большее количество инструментов, но сам принцип остался неизменным: мастер передает фактуру изображаемого предмета и игру светотени, взрезая поверхность металла нажимом различной силы и под разными углами. Причем работа тонкой иглой здесь даже предпочтительнее, чем обычным резцом: она позволяет точнее изобразить мелкие детали, обычные для охотничьей тематики – например, фактуру шкур животных.
Образец резцовой гравировки. На самом клинке она встречается нечасто
Когда-то резцовая техника применялась в основном для украшения ружей (так исторически сложилось), а затем ее освоили мастера ножевого искусства, причем до того хорошо, что ассоциируется она теперь, в первую очередь, именно с холодным, а не с огнестрельным оружием. Наносят ее преимущественно на металлические детали ножен и рукоятей: больстеры, перекрестия, заклепки и т. д. Хотя изредка этот вид гравировки используется и на самих голоменях клинков.
Существует три вида этой техники: пунктирная, линейная и смешанная – из названий ясно, как выглядит тот или иной вид. Каждый мастер решает лично для себя, в какой технике работать, но по большей части приходится их сочетать.
Плоскостная гравировка
Если вы не раз сталкивались с настоящими охотничьими ножами (особенно старого образца, да еще исполненными в единственном экземпляре), то наверняка заметили, как часто при их гравировке используется растительный орнамент. Это не случайно: когда-то у каждого изображенного растения был глубокий сакральный смысл. Лотос символизирует бессмертие, лавр – славу, дуб – могущество, пальма – мир и победу, виноградная лоза (на фото ниже) – таинство причастия. Именно такие орнаменты чаще всего исполнялись в технике плоскостной гравировки: особой нужды создавать в них фактуру той же шерсти или перьев не было.
Плоскостная гравировка с растительным орнаментом
В чем же ее отличие от предыдущего вида? Если в первом случае на поверхности вырезаются борозды (длинными линиями или пунктиром), то здесь мы создаем две или больше плоскостей, пользуясь при этом разными штихелями для достижения правильного теневого эффекта. Например, надпись или орнамент будут как бы выдаваться из окружающей поверхности или, наоборот, окажутся углублены в нее.
При производстве холодного оружия такая техника на клинках встречается реже, как правило – для декора прибора и ножен.
Пластинчатая гравировка (чеканка)
Чеканка – это наполовину лепка грубой формы, наполовину доведение заготовки до ума с помощью молоточных резцов (болхштихелей, фляхштихелей, шпицштихелей). Правда, сейчас ее почти не встретить, она практически полностью заменена литьем. К исключениям можно отнести, пожалуй, авторское оружие народов Закавказья.
На фото ниже можно увидеть, как грубо отлитая голова тигра превращается во вполне детальное изображение на навершии охотничьего ножа.
Голова тигра на навершии ножа: на первых двух фото – только что отлитая форма, на последних – обработанная резцами
***
Для резцовой гравировки (всех трех ее видов) мастера используют ромбовидный резец, он же грабштихель, а также шпицштихель с сечением, похожим на треугольник со скругленными гранями, стальную иглу, красители и вспомогательные инструменты – карандаши, белила, лупы и микроскопы, точильный брусок, стальную линейку. Для прочих видов – то же самое, но с более широким набором штихелей.
Что касается самих материалов, по которым делается гравировка, то подходят самые различные стали и сплавы (правда, тут нужно учитывать степень закалки покрытия, по которому делается работа), титан, алюминий, а также цветные и драгоценные металлы.
Техника исполнения
- Перед нанесением рисунка на поверхность мастер сначала шлифует и полирует поверхность, затем покрывает белилами.
- Рисунок наносится механическим карандашом с грифелем не толще 0,3 мм в сечении*.
- Стальными иглами мастер очерчивает контуры будущего рисунка. Теперь белила можно удалять.
- На этом этапе начинается, собственно, сама работа по гравировке: отточенными движениями мастер выкалывает точками или вырезает линиями нужный орнамент. Для плоскостной гравировки обрабатывается еще и фон – специальными насечками, которые визуально придают объем. Для чеканки задний план, что называется, понижается и обрабатывается жемчужным резцом.
- Чтобы подчеркнуть контраст, используются лаки или окислители, затемняющие вырезанные борозды, а с помощью полировальных средств высветляются не тронутые гравюрой участки.
- Заусенцы, возникающие в процессе работы, удаляют шлифовальными приспособлениями с самым мелким зерном, которое только можно найти.
На самом деле, конечно, существует еще несколько способов перенесения рисунка на поверхность (с помощью пластиковой пленки или кальки), но отрисовка карандашом – самый распространенный вариант, особенно для резцовой техники.
Интересное и полезное о гравировке старой школы
- Гравировка, как ни крути, нарушает целостность изделия; если у него была защита от коррозии, следует ее восстановить. Большинство гравированных изделий подвергают закалке – это делает сталь устойчивее к коррозии; если при гравировке делались золотые и серебряные всечки, то после закалки они будут смотреться еще красивее.
- После гравировки и закалки изделие часто покрывают типографской краской – она усиливает контрастность светотеней.
- Большинство действительно стоящих ножей с ручной гравировкой (то есть элитное холодное оружие) создается членами Гильдии мастеров-оружейников, а сами изделия причисляются Министерством культуры к объектам, имеющим культурную ценность. Государственной Думой 1 ноября 2002 года была принята поправка к закону «Об оружии»: наряду с гражданским, служебным и боевым оружием появилась четвертая категория – оружие, имеющее художественную ценность.
- Гравировку также делят не на три, а на два вида: штриховую (то, что в этой статье разделено на резцовую и плоскостную) и обронную (пластинчатую или чеканку).
Травление ножа в Кока Коле
Способ неординарен своим раствором. По утверждению некоторых специалистов, подходят питьевые растворы: Кока Кола, Спрайт и Пепси. Перечисленные напитки содержат в себе ортофосфорную кислоту. Резонный вопрос – почему не найти её в чистом виде?
Ожидаемый эффект от длительного травления в Кока Коле.
Если вы занимаетесь травлением клинков – вопрос не встанет. Продают её канистрами по 16 килограмм. Ортофосфорная кислота отличное средство для борьбы со ржавчиной. Обработанные металлические поверхности надолго защищены от повреждений.
Процесс травления ножа в кока коле, звучит немного не корректно, а воронение ножа в кока коле – более точно. В процессе на поверхности клинка образуется слой оксидов железа, которые придают изделию тёмный оттенок и защищают его от коррозии.
Концентрация кислоты в Кока-Коле невелика. Напиток проще купить в небольших объёмах. Контроль процесса будет проще, нежели с сильным концентратом. Выглядит процесс воронения ножа в кока коле следующим образом:
- Необходимо хорошо обезжирить клинок ножа. Иначе будет происходить неравномерное травление.
- Кока-Колу выливаем в ёмкость размерами, подходящими для погружения клинка.
- Напиток следует нагреть и хорошенько выгнать весь углекислый газ. Налипшие пузырьки на клинок, оставят непротравленный след.
- Погружение клинка рекомендуется каждые 2-3 часа. При изымании его из раствора следует промывать изделие проточной водой, смывая образующуюся окись. Процедура необходима для равномерности покрытия.
Весь процесс занимает порядка суток. Если, достаточно светло-серого оттенка клинка, хватит 3-4 часов замачивания в напитке. Следует предупредить читателя, что получившийся слой воронения, недостаточно силён, как при других способах. Но всё же, преимущества есть: клинок меньше боится воды, повышенной влажности и присутствуют прочие приятные мелочи.
Источник тока
Для получения рисунка и равномерно обработанной поверхности применяется постоянный ток. Обеспечить его подведение нужно с помощью аккумулятора или зарядного устройства. Высокая мощность не требуется – подмечено, что хватит напряжения до 5 В и силы электрического тока до 700 мА.
Подключение:
- «плюс» – к заготовке из металла;
- «минус» – к электродам, погружаемым в раствор.
Процесс будет сопровождаться повышенным газообразованием, это – следствие электрохимических процессов. Для соблюдения пожарной и промышленной безопасности необходимо выполнять всю работу с электрическим током как минимум на балконе, который отлично проветривается. Лучше – в гараже или на улице.
Трафарет с будущим узором.
Раствор
Травление производится в насыщенном до предела солевом растворе. Приготовление: в обычную воду сыпется поваренная соль до того момента, пока не остановится растворение (даже при помешивании). Допускается нагреть воду для увеличения растворяемости.
К таре для приготовления раствора требований нет. Применение раствора для травления необходимо производить к токонепроводящей емкости. Вполне подходит пластиковая емкость – от ведра до обрезанной 5-литровой бутыли.
Процесс травления.
Процесс меднения
При замене поваренной соли на аммиачную селитру (до 4 столовых ложек на 1 л воды) получается тот же раствор. В ходе травления он приобретет насыщенный голубой цвет в отличие от грязного – с солью.
Подготовка головы производится тем же способом. Единственное отличие – при желании получить разноцветную голову следует защитить только определенные места.
Далее:
- Оголенные провода зарядного устройства от мобильного телефона подключаются к голове («минус») и медной детали («плюс»), которая размещается в растворе.
- Деталь (любой формы) размещается у стенки – без прикосновения к голове.
- Длительность травления – до пары часов.
- Доставать топор для контроля слоя не рекомендуется.
На выходе получается ровное медное покрытие.
Инструкция по жидкому травлению ножа
Химический способ проще, не нужно использовать элементы питания. Необходима сильная агрессивная среда. Уже озвучивалось, что способ опасен своими газообразными выделениями. Раскрыть окно или обзавестись хорошей вытяжкой просто необходимо. Снаряжение для безопасности:
- резиновые перчатки;
- респиратор;
- защитные очки;
- рабочий халат.
Избегать попадания на слизистые оболочки тела. Промывкой водичкой не обойдётся. Химический ожог – страшная вещь. С экипировкой разобрались, теперь дело за материалами:
- изоляционная лента;
- лак для ногтей, маркер;
- шлифовальный станок;
- дистиллированная вода в ёмкости;
- пластиковый контейнер;
- растворитель, ацетон;
- запас хлорида железа;
- ватные палочки и диски, зубочистка;
- наждачка различного зерна.
Нож необходимо подготовить заранее. На цельном изделии защитить рукоять изолентой, разборное – разобрать и работать с клинком отдельно.
Создание защитного слоя
Узор необходимый перенести на изделие, требуется обвести защитным слоем. Учитывая, что на участке с покрытием – реакция проходить не будет, и металл останется светлым. Изначально набросок сделать маркером, а затем покрыть лаком для ногтей. Это наилучший вариант. Лак затем можно скорректировать для ровности линий и самого узора.
Узоры для травления на ноже.
Не стоит стесняться фантазировать, уникальность проведённой работы зависит и от личностных качеств мастера. Используйте лаки различных оттенков, они хорошо видны на поверхности изделия. Рисунки и эскизы для травления на ножах, в свободном доступе на тематических интернет ресурсах, или используйте узор с картинки выше.
Приготовление раствора
В обязательном порядке используем средства индивидуальной защиты. При работе с кислотой необходим под рукой раствор соды, она пригодится при попадании агрессивного вещества на кожу. Правило всех химиков – кислоту льём в воду, ни в коем случае не в обратном порядке:
- Соотношение хлорного железа и воды, необходимо получить 50/50. Это оптимальный вариант, но для ускорения реакции дозволено применить и другие пропорции.
- Пластиковый контейнер не следует наполнять целиком, учтите помещение туда изделия. Налив немного дистиллированной воды – столько же наливаем хлорного железа.
- Пометьте контейнер словами «Кислота», будьте с ним осторожны. Металлическая ёмкость – не подойдёт, есть вероятность вступления в реакцию с раствором.
Учтите, что разведённая жидкость послужит не один раз, десяток клинков реально в ней обработать. По окончании разведения раствора следует перейти к следующему этапу.
Процесс травления
Для получения качественного результата рекомендуется при погружении клинка, производить движения в жидкости. Процесс будет выглядеть, как аккуратное полоскание изделия в растворе. Прикасаться к клинку строго запрещено. Оставлять на длительное время в нём, также не рекомендуется.
Процесс травления ножа.
Профессионалы травления утверждают, что необходимо многократное, недлительное погружение изделия в агрессивную среду. Выглядит это так:
- следует погрузить клинок на 20 секунд;
- вынуть на воздух, на то же время, что и было погружение;
- быстрая промывка под водой из водопроводного крана;
- держим на воздухе 20 секунд;
- и затем опять погружаем в раствор на прежний промежуток времени.
Так добивается постоянный контроль протравки, круговой процесс необходимо выполнить несколько раз. Общее время проведения клинка в кислоте не должно превышать 10 минут. Не следует забывать, что все временные интервалы зависят от стали и состава раствора.
В заключении процесса необходимо хорошо промыть изделие проточной водой, снять защитный слой с помощью ацетона или растворителя. Пройтись наждачной бумагой по клинку начиная от крупного зерна 400 ед. и заканчивая 2000 или 2500. Довести до блеска поможет войлочный круг на шлифстанке.
Предыдущая
Заточка ножейТочилка для ножей Викторинокс
Следующая
НожиТемляк для ножа своими руками
Подготовка найденного в сарае старого топора: первые шаги
Старый ржавый топор можно найти, наверное, в любом захламлённом сарае или гараже. А при правильном подходе и отсутствии лени из него вполне возможно сделать эксклюзивный подарок, которым новый владелец будет гордиться. Сегодня мы попробуем рассмотреть именно такой пример изготовления красивой и функциональной вещи из того, что под рукой.
Понятно, что ржавчина на нём совершенно ни к чему. Однако перед тем как её удалять, следует придать топору интересную форму. Прототипом может послужить любое историческое оружие, взятое за основу. Ну а дальше всё будет зависеть от фантазии. В данном примере было решено сделать что-то вроде топора викингов.
Придание топору нужной формы и его шлифовка
По очерченному контуру необходимо вырезать заготовку. Для этого можно использовать обычную болгарку с отрезным диском. Работа эта непростая, несмотря на кажущуюся элементарность, но вполне выполнимая.
ФОТО: YouTube.com По очерченному контуру вырезается заготовка
После того как заготовка стала похожа на будущий топорик, её требуется зашлифовать. В этой работе поможет лепестковый диск на болгарку. Попутно с обработкой отпиленных граней снимается и основной слой ржавчины. Ну а после, постепенно снижая зернистость наждачной бумаги, топорик полируется до тех пор, пока его поверхность не станет зеркальной.
ФОТО: YouTube.com Топорик готов, пора переходить к его украшению