Обратный молоток своими руками: механический и пневматический

Импульс удара простого молотка направлен внутрь ударяемой поверхности, в результате чего она деформируется. В обратном молотке направление импульса противоположное, благодаря чему появляется возможность деформацию устранить. Устройство широко применяется при кузовном ремонте поврежденных автомобилей и в умелых руках устраняет даже глубокие вмятины. Обратный молоток поможет также при снятии подшипников в труднодоступных местах. Пневматическая разновидность устройства используется для извлечения пригоревших форсунок дизельных двигателей. Статья расскажет, как сделать обратный молоток своими руками.

Наиболее распространены механические и пневматические устройства:

  1. Механические. Конструкция состоит из металлического стержня длиной около 50 см и диаметром 1,5-2 см, который снабжен рукояткой с металлическим ограничителем. На стержень надевается свободно перемещающаяся цилиндрическая металлическая гиря. Свободный конец стержня с помощью различных насадок или сварки крепится к месту деформации или к подшипнику. Гиря рукой перемещается по стержню вперед, затем с силой посылается назад. От удара гири о металлический ограничитель рукоятки устройство движется от поверхности, вытягивая вмятину или снимая подшипник. Самостоятельно сделать обратный молоток, подходящий для проведения кузовного ремонта, не представляет особого труда.
  2. Пневматические. Устройство похоже на пневматический отбойный молоток, в котором металлический поршень ударяет по хвостовику пики с частотой несколько тысяч ударов в минуту. В обратном молотке поршень ударяет в стенку устройства, в результате чего молоток получает импульс движения, направленный в сторону удара. Получаемого усилия достаточно, чтобы с его помощью извлекать во время ремонта 90% пригоревших форсунок дизельных двигателей. Обратный молоток подойдет также и для снятия подшипников, особенно в неудобных труднодоступных местах. Промышленное изделие удобно в эксплуатации, но дорого – цена начинается от 30000 рублей. Стоимость обратного молотка, описанного в статье, гораздо ниже. Однако для его изготовления требуется опыт слесарных и токарных работ, навыки чертежного дела, что может оказаться не под силу новичку.

Вакуумная вытяжка вмятин

Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для выправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для выправления так называемых «хлопунов» размерами более 15-20 см в диаметре.
Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраска не требуется – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется гораздо быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин требуется определенного мастерства, и выправить удается далеко не каждую вмятину.

Разновидности

Несмотря на то что конструкция обратного молотка достаточно проста, со временем даже у него появилось несколько модификаций. Тот или иной вариант используется в разных случаях — все зависит от мастерства, а также типа деформации. Но в целом конструкция всегда одинаковая, одинаковый и принцип работы. Различия заключаются только в методике крепления такого инструмента к кузову.

Наиболее простой вариант молотка:

  1. Это металлический прут, с одного конца которого располагается крючок, а со второго — груз и упор;
  2. За шайбу цепляют крючок, а шайбу приваривают к месту деформации посредством сварки;
  3. При условии приложения на груз ударных усилий деформация вытянута до нужного момента.

А вот второй вариант (тоже достаточно простой) несколько будет отличаться от первого. На конце вместо крючка располагается простая резьба. Чтобы с помощью такого приспособления выровнять поверхность, в центре деформации проделывается отверстие, в которое вставляется конец с резьбой, а с обратной стороны на нем прикрепляются гайка и шайба.

Вакуумный молот — это самый сложный вариант его исполнения. Он прикрепляется на поверхности деформированного участка посредством разреженного воздуха. Присоска начинает работать как обычным методом, так и с помощью компрессора.

Благодаря вакуумному устройству можно исправить незначительные кузовные повреждения и сохранить неповрежденное лакокрасочное покрытие.

Метод применения обратного молотка

Метод выравнивания кузова с помощью сделанного инструмента несложный, но потребует некоторых усилий. В первую очередь, следует закрепить наконечник на изогнутую поверхность. Далее ударами по грузику на себя заготовка выравнивается, как нужно. При недостаточных усилиях стоит поменять грузик. Чтобы выровнять большой участок металла, можно приварить пару шайб, которые будут на одной линии. После чего стоит надеть на штырь. Далее прут стоит закрепить гаком, который вместе с железом оттягивается, при этом разглаживая все до нужного состояния. Но стоит быть осторожным, так как можно повредить кузовную деталь, нанеся дополнительный урон.

Кузов машины может иметь вмятины разных размеров. И при этом сделать своими руками обратный молоток, подходящий под разные неровности, несложно. Достаточно в механизм внести возможность смены грузика. Просто меняя вес при больших повреждениях. Иногда стоит наваривать дополнительных шайб. Тогда инструмент будет работать плавно. Но не стоит забывать, что можно повредить автомобиль, переусердствовав. Поэтому стоит делать плавные движения при починке машины. Таким образом каждый автолюбитель при правильном ремонте будет довольным самодельным приспособлением. Ведь данный механизм несложный в изготовлении и отлично справляется со своей работой.

Краткая инструкция и советы по применению инструмента

Опять же, чтобы наглядно понять, как это происходит, проще всего посмотреть видео. Если такой возможности нет, то процедура работы с этим приспособлением примерно следующая:

  • наконечник закрепляется на деформированном участке кузова;
  • ударами груза на себя деталь выравнивается до нужного положения;
  • если усилия недостаточно, то груз меняется на более тяжелый.

При вытягивании относительно большого участка металла можно приварить несколько шайб на одной линии и продеть сквозь них штырь. Чтобы сделать это правильно, желательно просмотреть видео на это тему. Затем этот штырь зацепляется крючком, который приварен к приспособлению и оттягивается вместе с металлом, выравнивая его до нужного состояния. При использовании этого способа следует быть осторожным, так как приваривание большого числа шайб может чрезмерно потянуть металл, и испортить кузовную деталь.

Схема для самодельного споттера

Самодельный споттер можно сделать из старого инвертора. Но для этого нужно знать, по какой схеме собирается конструкция. Работа споттера зависит от ряда обязательных компонентов:

  • сварочных трансформаторов;
  • первичной обмотки;
  • диодного моста;
  • тиристора.

Схема работы оборудования определяется по двум диагоналям. Мощность трансформатора первой диагонали выше, чем второй. Поэтому он принимает напряжение после включения аппарата. Электричество поступает через вторичную обмотку по диодному мосту и реле в конденсатор. Благодаря этой системе обеспечивается зарядка. При этом в трансформаторе напряжение пропускается, и не накапливается. При такой схеме запуска тиристор закрывается.

Для начала сварки потребуется открытие тиристора. После отключения зарядки конденсатора, вторичная обмотка трансформатора получит достаточный показатель тока для сварки. Более подробно рассмотреть элементы схемы в работе можно на плане.

Вакуумный обратный молоток

Есть отдельный вид устройства — это вакуумный молоток. Вакуумная рихтовка автомобильного кузова имеет свою особенность, благодаря которой можно привести в порядок достаточно крупную поврежденную поверхность машины.

Его преимущество заключается в том, что на нем присутствует вакуумная присоска, благодаря ей не потребуется снимать толстый слой лакокрасочного покрытия перед началом кузовного ремонта. Еще по сравнению с обычным инструментом не нужно будет сверлить или приваривать скобы на участке, подверженном ремонту. В этом случае используются пистоны разных конфигураций и форм. Посредством вакуумной присоски при выравнивании вмятины материал хорошо удерживается. Работа с вакуумным инструментом снизит время на работу и трудозатраты.

Вакуумная рихтовка кузова осуществляется следующим образом:

  1. Сначала место для выравнивания очищается от жира и прогревается;
  2. Вмятина по центру и краям проклеивается клеевыми пистонами нужного размера. Пистоны зацепляются вакуумным молотком, при этом воздействие на поверхность достаточно аккуратное;
  3. Повторяйте по очереди два предыдущих действия, пока поверхность кузова не примет нормальную форму;
  4. В конце после выравнивания ее хорошо прорабатывают с помощью минилифтера, который идет в комплекте с пистонами.

Несмотря на очевидные преимущества вакуумной вытяжки перед обычным выравниванием, такой способ рихтовки кузова тоже имеет свои минусы. Целиком убрать дефект не получится. Более того, если на поврежденном участке были трещины, то так вы рискуете еще больше его повредить. Соответственно, к выбору способа рихтовки нужно отнестись внимательно, а также правильно выбирать инструменты для работы.

Как видим, обратный молоток — это незаменимый инструмент для проведения рихтовальных работ кузова. Он имеет немало минусов, о которых мы рассказали выше. Но, несмотря на это, только с его помощью можно избавиться от вмятин в труднодоступных местах. Поэтому он обязательно должен присутствовать в арсенале инструментов каждого автомобильного слесаря.

Для кузовного ремонта, как известно, нужен целый ряд специальных инструментов. Без них просто невозможно качественно выполнить работу. Одним из таких инструментов является обратный молоток. Основное его предназначение – выравнивание небольших по площади участков кузова автомобиля, получивших незначительную деформацию. С помощью обратного молотка можно приложить определенное усилие к местам, доступ к которым ограничен.

Здесь нужно сделать одно уточнение. Отдельные участки кузова авто в случае их деформации можно выровнять и с помощью обычного резинового молотка, нанося аккуратные удары в нужном месте с обратной стороны. Однако проблема в том, что получить такой доступ можно далеко не всегда. В такой ситуации автослесарю как раз и пригодиться обратный молоток. Также данный инструмент можно применять в качестве дополнения для споттера (аппарата точечной сварки), для снятия ШРУСа. Более того, обратный молоток впору использовать и при выполнении некоторых видов ремонтных работ, связанных с двигателем. Например, в некоторых случаях его применяют в качестве съемника для форсунок.

Для чего необходимо насаживать рукоятку?

Популярность деревянных рукоятей обусловлена не только их дешевизной. Дерево является легким материалом, а для молотков – это крайне важный параметр. Ручка должна иметь легкую массу, а его голова должна быть увесистой. Это необходимо для увеличения силы удара. Используя самодельные деревянные держаки, у человека есть возможность настраивать инструмент зависимости от своих антропометрических особенностей, учитывая толщину ручки, ее длину и другие размеры.

Для нормальной работы инструменты необходимо держать в полном порядке. Особенно это необходимо, если использовать инструменты приходится довольно часто. Чтобы вбить несколько гвоздей пару раз за год можно воспользоваться и плохим молотком с рассохшийся рукоятью. Однако, если молоток является самым необходимым инструментом для работы, то его необходимо поддерживать в отличном состоянии. Если инструмент не в должном состоянии, то вы рискуете не только травмироваться самостоятельная, но и причинить вред окружающим, если произойдет соскок его ударной части.

Важно отметить, что на болтающийся инструментах – это происходит достаточно часто, не только по причине износа материала, но и по причине неправильной посадки ударной части на держак. Кроме того, особую важность имеет и древесина, используемая в качестве рукояти

Войти на сайт

Чтобы во время работы молоток не слетал с рукоятки, а сидел на ней надежно и прочно, достаточно всего лишь один раз правильно насадить его на ручку.

Рукоятка

Сначала о размерах: рукоятка молотка должна быть овального сечения, длиной от 250 до 350 мм, плавно сужаясь к концу, на который насаживается головка молотка.

Лучше всего подходит для изготовления рукояток древесина березы, бука, дуба, ясеня, клена, граба или рябины. Совершенно неприемлемым является изготовление рукояток для молотка из пород с легко колющейся древесиной: сосны, ели, осины или ольхи.

Сейчас в продаже имеются молотки с металлическими и пластиковыми рукоятками. У них напрочь отсутствует проблема насаживания головки на ручку, но мне почему-то больше по душе молотки именно с деревянными рукоятками. Они и теплее на ощупь, и в руке сидят и надежнее и уютнее.

Чаще всего ручки для молотков изготовляют из древесины березы. Если рукоятка выстругана вами самостоятельно из толстой ветки березы, ее обязательно нужно просушить в теплом, тенистом и хорошо проветриваемом месте.

Не вздумайте сушить древесину с помощью искусственных источников тепла: электрокаминов, калориферов, батарей отопления. При такой сушке дерево неизбежно растрескивается и теряет свою прочность.

Если деревянная рукоятка для молотка будет недостаточно просушенной, со временем она усохнет и уменьшится в объеме, а головка будет болтаться на ней, постоянно грозя слететь с рукоятки инструмента.

Насаживание головки молотка на рукоятку

Вставьте тонким концом рукоятку в отверстие головки молотка. Идеальной будет посадка головки на рукоятку с определенным усилием или, как говорят мастера, «с натягом».

В случае, если рукоятка оказалась толстовата, обработайте ее тонкий конец сначала рашпилем, а затем наждачной бумагой. В результате конец рукоятки должен представлять собой пологий конус. Наживив головку молотка на ручку, убедитесь в ее строгой перпендикулярности к осевой линии рукоятки.

Держа рукоятку вертикально, головкой молотка вверх, выполняйте удары ее тыльным широким концом о твердую поверхность сверху-вниз. С каждым ударом головка инструмента будет медленно, но уверенно насаживаться на расширяющуюся рукоять, упрочняясь на ней все больше и больше.

Неподвижность головки при последующих ударах будет о свидетельствовать о том, что она достаточно прочно «села» на рукоятку.

Расклинивание рукоятки молотка

Подготовьте место для деревянного клина. Чтобы клин не ушел в сторону и не испортил рукоятку, узкой стамеской сделайте насечку глубиной около 5 мм под углом 300 к продольной оси молотка.

Деревянный клин представляет собой клинок толщиной около 3 мм, шириной порядка 15 мм и длиной от 30 до 50 мм. Клин должен плавно сужаться к передней части, но конец его должен быть притупленным.

После того, как деревянный клин будет забит в рукоятку примерно на 15-20 мм, ножовкой с мелким зубом отпилите торчащую из головки молотка верхнюю часть рукоятки с таким расчетом, чтобы она выступала… Далее

Что понадобится?

Необходимые материалы включают в себя следующие моменты.

Небольшой кусочек резины. Отмерить необходимый размер резины довольно несложно – длина должна быть немного больше длины рукояти, а ширина должна быть такой же, как и ее периметр. Необязательно отдельно приобретать резину, можно использовать старую велосипедную камеру

Важно использовать качественную резину без примесей других веществ. Клей ПВА. Любой смазочный материал – чаще всего используется литол. Заранее изготовленная деревянная рукоятка подходящего размера. Она должна быть овального сечения. К месту насадки ударной части рукоятка должна постепенно сужаться

Лучше всего ее делать немного длиннее, чем предполагаемую ручку. Стандартная длина рукоятки 250-350 мм. Деревянная заготовка обязательно должна быть предварительно просушена. В противном случае после высыхания дерево уменьшится в размерах, что может привести к непрочной фиксации. Молоток. Здесь под этим словом имеется в виду ударная часть инструмента. Наждачная бумага и напильник. Их наличие необязательно. Они используются лишь для корректировки размеров рукояти или бойки отверстия молотка.

К месту насадки ударной части рукоятка должна постепенно сужаться. Лучше всего ее делать немного длиннее, чем предполагаемую ручку. Стандартная длина рукоятки 250-350 мм. Деревянная заготовка обязательно должна быть предварительно просушена. В противном случае после высыхания дерево уменьшится в размерах, что может привести к непрочной фиксации. Молоток. Здесь под этим словом имеется в виду ударная часть инструмента. Наждачная бумага и напильник. Их наличие необязательно. Они используются лишь для корректировки размеров рукояти или бойки отверстия молотка.

Разновидности

Несмотря на то что конструкция обратного молотка достаточно проста, со временем даже у него появилось несколько модификаций. Тот или иной вариант используется в разных случаях — все зависит от мастерства, а также типа деформации. Но в целом конструкция всегда одинаковая, одинаковый и принцип работы. Различия заключаются только в методике крепления такого инструмента к кузову.

Наиболее простой вариант молотка:

  1. Это металлический прут, с одного конца которого располагается крючок, а со второго — груз и упор;
  2. За шайбу цепляют крючок, а шайбу приваривают к месту деформации посредством сварки;
  3. При условии приложения на груз ударных усилий деформация вытянута до нужного момента.

А вот второй вариант (тоже достаточно простой) несколько будет отличаться от первого. На конце вместо крючка располагается простая резьба. Чтобы с помощью такого приспособления выровнять поверхность, в центре деформации проделывается отверстие, в которое вставляется конец с резьбой, а с обратной стороны на нем прикрепляются гайка и шайба.

Вакуумный молот — это самый сложный вариант его исполнения. Он прикрепляется на поверхности деформированного участка посредством разреженного воздуха. Присоска начинает работать как обычным методом, так и с помощью компрессора.

Благодаря вакуумному устройству можно исправить незначительные кузовные повреждения и сохранить неповрежденное лакокрасочное покрытие.

Изготовление

Самостоятельно сделать такое приспособление не так уж и сложно. Специальных инструментов и материалов при этом не потребуется. И времени много для этого не будет нужно. Чтобы иметь наглядное представление о работе, можно посмотреть обучающее видео, а также сделать примерный чертеж.

Если говорить про инструментарий, то для работы вам потребуется следующее:

  1. Штырь из металла на 50 см и диаметром в 20 мм;
  2. Груз с внутренним отверстием;
  3. Желательно иметь инструмент для нарезания резьбы;
  4. Аппарат для сварки;
  5. Болгарка.

Если вы хотите сделать молоток с крючковым типом крепления, то выполните крючок на конце штыря. Его можно сделать из пассатижей или тисков. Другой вариант — приварить уже готовый крючок от другого инструмента.

Если же захват инструмента будет резьбовым, то нарежьте резьбу на конце штыря специальным инструментом. Много нарезать ее не нужно, поскольку металл кузова достаточно тонкий.

Когда будет готов наконечник, на штырь надевают груз, ограниченный с обратной стороны инструмента. Это можно выполнить посредством резьбового упора или же методом сварки. Резьбовой упор — вариант более приемлемый, поскольку можно применять грузы разного веса в зависимости от того, какое нужно усилие на конце инструмента.

Применение

Такой инструмент имеет следующий принцип работы:

  1. Для начала внимательно изучите деформированный участок на машине и подберите подходящий крюк в зависимости от места его расположения, а также размеров вмятины — это позволит в будущем правильно вычислить точность силы приложения;
  2. Потом поврежденный участок на кузове хорошо очистите от лишнего слоя краски, а также грунта до металла;
  3. Далее, на металлическую поверхность вмятины на автомобиле приварите специальные скобы (ремонтные шайбы) посредством сварочного аппарата. Если с молотком в комплекте идет электрический споттер, то при выравнивании потребуется только сменить насадку;
  4. За скобы зацепляем крючок инструмента, потом аккуратно и легко вытягиваем вмятину. Рекомендуется это делать до полного исчезновения поврежденного участка кузова;
  5. Чтобы целиком удалить вмятины, для начала приварите несколько скоб, а потом через их отверстия протяните прут инструмента, чтобы повреждение исчезло;
  6. Исправленный участок обрабатываем грунтовкой и покрываем краской в зависимости от тона кузова.

Однако, наравне с преимуществами, такой молоток имеет и ряд недостатков. Из-за них можно вместе с имеющейся вмятиной на кузове удалить и неповрежденный ранее слой краски. Кроме этого, данный инструмент не подойдет для исправления больших вмятин на капоте, крыше или поверхности багажника машины. А приваривание скоб может испортить металл, из-за этого деталь потребуется заменить полностью.

Пневматический съемник дизельных форсунок своими руками

Форсунки находятся в труднодоступном месте – колодце головки блока цилиндров (ГБЦ). От воздействия грязи, влаги эти элементы ржавеют и накрепко прикипают к посадочному месту. Винтовые и гидравлические съемники справляются с демонтажем, однако детали тут же разваливаются надвое, становятся неремонтопригодными.

Если вы хотите демонтировать форсунки своими руками целыми, соорудите пневматический обратный молоток.

Чертеж молотка для снятия форсунок

Без чертежа к делу приступать не стоит. Необходимо представлять конструкцию, строение пневмомолотка, количество составляющих будущего инструмента, последовательность соединения их в единое целое.

Перед проектированием определитесь с размерами – обычно длины в 50 см достаточно, чтобы подлезть под капот и снять пригоревшую форсунку. Чертеж можно найти и скачать в интернете.

Материалы и инструменты

Из электроинструментов вам понадобится мощный автокомпрессор производительностью 250-300 л/мин, болгарка, пневматическое зубило. Из последнего уже на подготовительном этапе извлеките пыльник, стопорное кольцо и втулку с пружиной: они больше не понадобятся.

Подготовьте металлические заготовки, из которых на токарном станке обычно вытачивают корпус и заглушки пневмомолотка.

Заготовки для изготовления обратного молотка для снятия форсунок

Чтобы сделать обратный молоток для снятия форсунок своими руками, вам потребуются также:

  • штуцер для шланга;
  • ножовка по металлу;
  • ключи газовый и гаечные;
  • штангенциркуль.

Не забудьте воздушные шланги для компрессора.

Инструкция по изготовлению

С пневматического зубила вы уже сняли ненужные детали. Дальше обратный молоток для форсунок своими руками изготовить можно по шагам:

  1. Зажмите в тисках зубило, выкрутите из корпуса цилиндр.
  2. Из снятой детали удалите поршень, следом за ним – воздушный клапан.
  3. Снаружи цилиндра от переднего среза нарежьте резьбу для заглушки.
  4. Из рукоятки зубила выкрутите втулку для штуцера, разрежьте корпус на 2 части.
  5. Измерьте все детали внутренности корпуса: резьбу, место воздушного отверстия, прочие параметры.
  6. Выточите на токарном станке другой цилиндрический корпус. Необходимо, чтобы его внутренняя поверхность соответствовала распиленной детали.
  7. Далее на станке изготовьте снаружи задней стенки хвостовик – шток 5 см и диаметром 1,5 см.
  8. Выточите заглушку, внутренняя резьба которой совпадет с наружной резьбой на цилиндре.
  9. Корпус и заглушку закалите для прочности.
  10. Над воздушным клапаном наварите втулку.
  11. В торец цилиндра поместите хвостовую часть, отрезанную от долота для пневмоинструмента.
  12. Внутрь цилиндра установите поршень.
  13. Вкрутите широкую часть цилиндра в новый корпус.
  14. В другую часть вставьте уже подготовленный хвостовик зубила, закрутите заглушку (подстрахуйте деталь от раскручивания фиксирующим болтом).
  15. Над отверстием для воздуха вкрутите через адаптер штуцер, закрепите на него воздуховод от компрессора.

Обратный молоток для форсунок своими руками готов к работе. Инструмент в дальнейшем пригодится и для снятия подшипников.

Источник

Виды молотков

Различные виды молотков применяются в разных сферах ремонтных и строительных работ. При этом каждая модель изготавливается из разного материала, имеет разное строение и конструкцию. Какие разновидности молотков существуют:

Столярный молоток предназначен для работы с деревянными деталями, поэтому зачастую тыльная сторона головки оснащена гвоздодером. Масса составляет 100-500 г. такая легкость необходима для того, чтобы делать точные, а не силовые удары. Ударная площадь молотка плоская, а рукоятка может быть сделана и дерева, металла или металлопластика. На основании рукоятки обычно крепятся резиновые накладки для крепкого хвата.

К столярным молоткам можно отнести и киянку. Такой инструмент полностью изготовлен из древесины твердой породы. Киянок предназначенный для работы с деревянными деталями в тех случаях, когда есть угроза формирования вмятин на древесине. Киянок используют для соединения пазов деревянных деталей.

  • Штукатурный молоток предназначен не только для работы с глинистой поверхностью. Такой инструмент активно используется в процессе монтажа гипсокартона. Приспособление небольшого размера, а его ударная часть имеет круглую форму. Тыльная часть головки представлена небольшим топориком. Такая конструкция позволяет без повреждения отделочного материала вбивать в него гвозди или производить зачистку (подрезку).
  • Для укладки плитки, кафеля или кирпича используется резиновый молоток. Соответственно такой резиновый молоток тоже называется киянок. Инструмент помогает уплотнять и ровнять хрупкие детали декоративных строительных элементов. Так как резиновый молоток называется киянка, то и для работы с деревом такой тип инструмента подойдет идеально.
  • Молоток плотника (кровельщика) представляет собой инструмент с металлической головкой. Ударная часть может иметь круглую или квадратную форму, а ее поверхность обычно рифленая. Головка дополнительно оснащена гвоздодером или заостренным «усиком». Масса инструмента обычно составляет 300-800 г. Предназначен инструмент для забивания гвоздей, клиньев и подгонки деревянных конструкций кровли и опорных балок.
  • Есть специальный ударный инструмент для кладки, с помощью которого можно подбивать кирпич в процессе работы с кирпичом, бетоном. Благодаря наличию плоской узкой части можно откалывать отдельные части камня, кирпича или бетона. Молоток каменщика имеет название кирка, а в народе нарекается «кулачок». Инструмент должен быть прочным и не слишком тяжелым.
  • Слесарный молоток считается самым популярным и распространенным. Из чего конкретно состоит слесарный вид инструмента. В первую очередь это головка круглая или квадратная с одной стороны и закаленная с другой под углом 45°. Ручка изготавливается обычно из дерева, но может быть металлической или металлопластиковой. С помощью такого инструмента можно забивать клинья, гвозди.
  • Кувалда или молот считается наибольшим видом молотков среди всех. Можно сказать, что это профессиональное приспособление, предназначенное для разрушения. Используется для нанесения мощных ударов без особой точности. С помощью кувалды можно вколачивать сваи, разбивать бетон. Масса приспособления составляет 8-10 кг. Состоит из прямоугольной металлической головки и деревянной рукояти.

Еще есть виды приспособлений, которые применяются в узких сферах. Медный молоток похож на кувалду, но наконечник изготовлен из меди. Такой сплав не производит искр в момент удара, поэтому может использоваться в огнеопасных ситуациях. Маленький аналог слесарного инструмента подойдет для сварщика. Но у такого аналога узкая часть имеет больший угол скала около 45°-50°.

В зависимости от вида работы подбирается тип ударного инструмента. Разное устройство головки помогает совершать определенные манипуляции с разными отделочными и строительными материалами.

Отличительные особенности молотка и кувалды

Если рассматривать 2 варианта ударных инструментов, которые отличаются только массой, то возникает вопрос о том, чем именно отличается молоток от кувалды. Кувалда – это один из подвидов, но все различия разительны.

Основные отличия молотка и кувалды:

ХарактеристикиМолотокКувалда
Масса50 — 1000 г8-10 кг
Размер28 — 38 см40 см до 80 см
НазначениеДля забивания или демонтажа гвоздейДля разбивания и заколачивания свай, клиньев

Основное отличие данных инструментов заключается в ударной силе и массе. Вообще считается, что приспособление для вколачивания, который имеет массу более 4-х кг – это уже кувалда.

Сторона насаживания топора

Согласно инструкциям, рекомендуется насаживать топор так, чтобы клинья и поперечный разрез рукоятки топора слегка торчали. Половины сантиметра будет вполне достаточно. Таким образом, осуществить это можно только при условии, что топор насаживается в сторону клиньев узковатой частью. Соответственно, широкая часть будет направлена в сторону рукояти.

Опытные плотники довольно часто прибегают к помощи обратной посадки. Её применение необходимо лишь в том случае, если орудие применяется в качестве вспомогательного инструмента. Например, для стесывания или строгания. Нередко данный метод применяется и для кувалды или колуна. Однако для данных инструментов не предусмотрено наличие клиньев. Основная часть нагрузки приходится на крайние части рукояти, необходимые для удержания металлической части орудия.

Как насадить топорище на топор, смотрите в видео ниже.

Клинья

ГОСТ 18578-89 Топоры строительные: «1.3.2. Клинья должны быть изготовлены из стали марок 10, 15 или 20 по ГОСТ 1050 или из любых марок сталей по ГОСТ 380. Допускается изготавливать клинья из древесины твердых лиственных пород по ГОСТ 2695».

Клинья я обычно делаю из листовой стали толщиной 5мм. Процесс изготовления прост. Срезаются излишки металла и заготовке придаётся клиновидная форма. Длина клиньев на 5мм меньше чем глубина паза под клинья. Расклиновка производится на крест.

Среди некоторой части плотников бытует мнение что металлические клинья хуже, чем деревянные. Однако мой опыт говорит об обратном. Дело в том, что при работе топора круглый год, в холодное время года влажность древесины топорища и клиньев повышается, а значит объём увеличивается. При наступлении тёплых дней топорище и клинья усыхают и топор начинает болтаться. Деревянные клинья, которые по технологии садятся на клей, подбить невозможно, а подбить металлические клинья или заменить на более толстые не составит особого труда.

FakeHeader

Comments 62

я к тому что если крючок потребуется на конце нового инструмента — болтик с крючком приготовил?

У меня сварка есть и куча металолома) так что можно сделать многое)

он конкретную задачу выполняет? полуоси вытаскивать?

Нет. Он ещё и шкивы неплохо снимает. Короче универсальная вещица.

Хочу предостеречь особо горячих от использования обратного молотка при снятии ШРУСов, без съема полуоси с машины.Причины:1. На некоторых машинах(митсубановские коробки КМ201,КМ200, F5M21 и им подобные) внутренний шрус просто вставлен в коробку, не прикручен и срывая внешний обратным молотком вы рискуете выдернуть всю полуось, что повлечет за собой замену масла в коробке.2. На многих машинах, на той же Ауди C3 — внутренний шрус прикручен к коробке болтами и сдергивая внешний шрус обратным молотком вы разбиваете резьбы в корпусе коробки.Лично я ничего лучше фортуны+съемник шаровых при замене ШРУСа без снятия полуоси пока ничего не нашел.

“Особо горячим” это вообще противопоказано — лучше ехать в сервис, но в этой группе люди в общей массе немного другого закала. А по делу:1)Как бы логичные вещи объясняете — как по мне, так человек сварганившый обратный молоток своими руками, и ими же собравшийся менять гранаты на авто, должен понимать, что усилие действует на обе гранаты фактически одинаково, и нужно предпринимать определенные действия дабы “вылетело” то что нужно. Ведь это не так сложно, правда?2)Если на то пошло, то на некоторых тойотах вообще невозможно использовать обратный молоток — так как кольцо фиксации сидит в одностороннем пазу, так производитель предостерегается от “нас с вами” — чтобы меняли только привод в сборе.И таких примеров масса — все исходит из конкретного случая, но зачастую обратный молоток это единственная возможность упростить работу, и сэкономить свое время.

Классификация пневмомолотков

Сейчас на рынке строительных инструментов имеется множество пневматических отбойных молотков разных производителей. Поэтому непрофессионалу будет достаточно сложно разобраться, какие же молотки по своим параметрам лучше, и что следует учесть при выборе такого инструмента.

Отбойный молоток делят на 2 основных типа:

  • объёмные – работа устройства приводится в действие за счёт быстрого расширения воздуха в специальной камере;
  • турбинные – работают за счёт энергии, которая вырабатывается при вращении лопаток воздушной турбины.

Все отбойные молотки по своим техническим характеристикам классифицируются на четыре типовых размера по такому показателю, как энергия и частота ударов в секунду:

  • Первый тип – энергия удара достигает до 30 Дж, а частота ударов до 45 Гц. Инструмент применяется для удаления, разрушения материалов (глина, кирпич, асфальт) со средней прочностью, а также при проведении работ в стеснённых условиях.
  • Второй тип – энергия ударов – до 40 Дж, частота ударов до 34 Гц. Устройства используются для общестроительных работ.
  • Третий тип – энергия удара до 45 Дж, частота до 20 Гц. Применяется при работе с прочными материалами с направлением ударов вертикально вниз.
  • Четвёртый тип – энергия свыше 50 Дж, частота до 24 Гц. Осуществление работ с материалами высокой степени прочности.

Помимо энергии удара пневматический молоток условно разделяют по среднему весу инструмента:

  • от 5 до 6 кг – лёгкие – проведение высотных, отделочных и прочих работ, которые по своей специфике не предусматривают масштабных разрушений. Зачастую используются в быту. Такой инструмент обладает сравнительно небольшим уровнем мощности;
  • от 6 до 10 кг – средние – предпочтительнее использовать при осуществлении горизонтальных работ. Такой вес позволяет достаточно длительное время удерживать инструмент при соблюдении определённого направления работы. Поэтому устройство широко применяется в строительстве и при ремонтных работах;
  • в пределах 15 кг – тяжёлые. Подобные пневматические молотки предназначены лишь для проведения тяжёлых видов работ, чаще всего в промышленности.

Сила удара – это показатель, связанный с количеством отбиваемого за 1 удар материала. Может колебаться от 2 до 63 Дж. Считается, что чем выше будет показатель силы удара, тем выше скорость и степень эффективности работы устройства.

Частота удара – данный критерий отображает число ударов за единицу времени, то есть скорость работы оборудования. Чем больше сила ударов, тем меньшей будет их частота. Зачастую тяжёлые молотки имеют 1100 ударов в минуту, а более лёгкий инструмент – 3500.

Для обеспечения эффективного функционирования пневматического отбойного молотка и поддержания высокого уровня его производительности следует также обращать внимание на характеристики используемого компрессора: рабочее давление и объём сжатого воздуха. https://www.youtube.com/embed/e4-HJmXsyWw

Communities › Сделай Сам › Blog › Обратный молоток.

Понадобился мне обратный молоток, да так что бы сегодня, а не под заказ на 2недели.Решил собрать сам из подножных материалов.

Покопавшись, нашёл только болты и что то похожее на обратный молоток. Но не фига не работающий)

Всё обрезал оставил себе только сам пруток.Нашёл кусок трубки более менее подходящий по диаметру.

Решил утежелить трубку болтами, благо их много)

На один конец вместо ручки приварил болт от полуоси.

Сверху “ударную площадку” или шайбу по русски. Что бы удар был как более чётким и не приходился на сварку.

На битку сделал такуюже площадку.

Решил себя обезопасить от задиров на руке, да и когда с полуосями работаешь весь в молибдене измазываешься. короче что бы рука с битка не слитала сделал вот такую “antislip”)

Взял ремень, сделал пазик.

И болтиком зафиксировал.

Обматал, сделал скос и пазик с другой стороны

И так же зафиксировал.

Ручка теперь скользит не должна.

на противоположную сторону прутка приварил гайку, сразу с нужным мне шагом.

И вот такой молотк получился.

Как только всё остыло, сразу оппробывал.

Со своей задачей справился он на ура.Времени взяло около 2 часов. Из них почти всё время я ждал что бы металл остыл)

Механический обратный молоток

Для изготовления понадобятся:

  • две бывшие в употреблении задние автомобильные стойки ВАЗ 2108;
  • два отрезка металлических труб длиной 12 см;
  • старая боковая рукоятка от любого электроинструмента;
  • металлическая шайба 60 мм с диаметром отверстия 22 мм;
  • свинец для утяжеления;
  • электросварочный аппарат;
  • газовая горелка (для плавления свинца);
  • болгарка или ножовка.
  1. Резервуар стройки разрезается по окружности со стороны штока на расстоянии 2 см от края.
  2. Извлекается цилиндр стойки.
  3. Молотком выбивается направляющая втулка штока.
  4. Извлекается шток.
  5. Два штока соединяются безрезьбовыми концами, свариваются. Место соединения зачищается и шлифуется. Получившийся стержень имеет длину около 60 см с резьбой на обоих концах.
  6. С одной стороны на стержень надевается шайба 60 мм и приваривается. Расстояние от края до места крепления подбирается в зависимости от длины рукоятки.
  7. Рукоятка закрепляется гайкой.
  8. Отрезки труб (одна немного толще стержня, вторую можно отрезать от резервуара стойки) вставляются друг в друга и выравниваются — стенки трубок не должны касаться друг друга. С одной стороны на срезы труб наваривается шайба подходящего размера.
  9. В пространство между отрезками труб помещаются куски свинца.
  10. Деталь нагревается горелкой до расплавления свинца.
  11. После застывания свинца ударная гиря готова. Для удобства в работе на деталь можно надеть опоры буферов сжатия стоек, имеющих вид металлических крышек с центральным отверстием.
  12. Гиря надевается на стержень.
  13. На противоположенный рукоятке конец молотка гайками закрепляется предохранительная шайба, не позволяющая гире соскользнуть со стержня.

Устройство готово к работе.

от конструкции инструмента до его маркировки

Определение

Конструкция

Маркировка

Молоток – вещь в хозяйстве необходимая. Неплохо, когда в ящике для инструментов есть сразу несколько его разновидностей. Это порой сильно облегчает выполнение специфических работ. Но для большинства бытовых нужд вполне подходит и обычный, можно сказать, стандартный слесарный молоток.

Молоток слесарный, определение

Молоток – это ударный инструмент, который предназначен для забивания или, наоборот, разбивания каких-то предметов (в первом случае это, как правило, гвозди, во втором, например, загрязненные туго разделяемые соединения). Его также используют и для производства некоторых ударных работ (при манипуляциях с долотом или отверткой с подпятником). Его массу, размеры и конструктивные особенности определяет ГОСТ 2310-77 «Молотки слесарные стальные». Он же и уточняет понятие «слесарные» — созданные для нужд народного хозяйства и экспорта.

Конструкция

Молоток слесарный стальной имеет массу от 50 граммов до 1 килограмма. Конструкция инструмента: головка (для нанесения удара на обрабатываемую поверхность), клин, который держит первый элемент, не давая ему отправиться «в полет» при очередном ударе, и рукоятка, служащая для увеличения замаха, а заодно и делающая весь предмет более удобным для работника.

Рабочая часть слесарного молотка – головка, тоже имеет особенности. Два ее окончания: носок и боёк, различаются по форме, что позволяет проводить ими разные манипуляции.

Боёк может быть круглым или квадратным. Носок, как правило, тоньше, может быть треугольного или цилиндрического сечения или округляться на конце.


На фотографии: 1 — головка, 1а — боёк, 1б — носок, 2 — рукоять.

Согласно ГОСТ, молоток слесарный должен иметь головку, изготовленную из стали марок 50 или У7. Допускаются и иные марки, не уступающие по свойствам названным. Обязательное условие – наличие покрытия, защитного или защитно-декоративного. Будучи стальной, головка инструмента обычно оцинковывается. Покрытие может быть окисным, фосфатным с последующим промасливанием или покраской в эмаль или лак.

По ГОСТ молоток слесарный стальной может иметь одну из трех разновидностей рукояток. Самая распространенная из них — ручка овальной формы, прямоугольного сечения. Другие – её модификации, овальной формы с сужением или двойным сужением для большего удобства работы. ГОСТ допускает и иные эргономичные формы. Ширина рукояток, в зависимости от размеров насаживаемых головок, колеблется от 18 до 41 мм. Длина – от 200 400 мм. Слесарные молотки для бытовых целей часто имеют длину ручки от 250 до 350 мм и соответствующую головку массой от 100 до 400 граммов.

Вернуться к началу

Рукоятки молотков должны быть гладкими, без заусенцев, а также упругими и достаточно тяжелыми, чтобы уменьшать нагрузку на руку при работе. Подходящими свойствами обладает древесина твердых пород. Чаще всего используется береза, дуб, клен, рябина, ясень, граб и кизил. Современные материалы – высокопрочная пластмасса и резиновое напыление. Еще одно требование ГОСТ – отсутствие каких-либо трещин на ручке инструмента за пределами его сочленения с головкой (в месте расклинивания).

Слесарный молоток, маркировка

Всё, что потенциальному обладателю нужно знать о молотке, должно быть нанесено на головку инструмента. Это рекомендация государственного стандарта. В перечень данных должны входить товарный знак изготовителя и номинальная масса изделия.

Ранее требовалось обязательное указание цены, однако сейчас эти данные факультативны, как и возможность нанесения на элементы молотка эмблемы производителя.

Устройство обратного молотка

Существует несколько вариантов строения обратного молотка:

  • вакуумный;
  • с пневматическим механизмом вытягивания;
  • устройства с несколькими утяжелителями;
  • модели с клейкой основой или сменными насадками.

Первый из представленных видов имеет уникальное преимущество перед подобными устройствами. Вакуумная присоска позволяет производить ремонтные работы без повреждения лакокрасочного покрытия. В зависимости от мощности вакуумного обратного молотка, возможно вытягивать небольшие и средние по площади повреждения на различных частях кузова. Однако при работе необходимо соблюдать особую технологию: вытягивание должно производиться от края повреждения r его центру. В ином случае возникает опасное для металла напряжение, которое может привести к излому или непрогнозируемой деформации.

Пневматические обратные молотки удобны тем, что требуют уменьшенного усилия при выполнении работ. Также сферой, где этот инструмент незаменим, является и работа под капотом, в том числе извлечение прикипевших деталей.

Самодельный обратный молоток можно соорудить из самых простых составляющих:

  • металлический стержень подходящей толщины и длиной около полуметра;
  • стальные шайбы соответствующего диаметра для установки упоров;
  • гири для увеличения силы воздействия;
  • резиновая рукоятка (возможно заменить на любой другой удобный материал);
  • крюк или металлическая пластина с держателем — в зависимости от конструкции предполагаемого молотка.

От состояния всех составляющих зависит, понадобится ли шлифовка и очистка металлических деталей. Для этого можно использовать наждачную бумагу или диск для шлифовки металла, а также могут пригодиться специальные составы. От проектных особенностей будет зависеть, понадобится ли сварочный аппарат или потребуется только устройство для нарезания резьбы. Однако чаще всего без сварки не обойтись, так как закрепление стопорных шайб на стержне обратного молотка лучше производить с помощью надежного шва.

Конструкция приспособления

На самом деле по своей структуре обратный молоток для кузовного ремонта достаточно простой. Он состоит из металлического стержня диаметром 10 – 20мм и длиной около 50 см. На этот стержень надевают стальную гирю (втулку), за счет веса и ударов которой происходит постепенное выравнивание поврежденного участка детали.

С одной стороны к стержню крепят или приваривают крюк, с помощью которого можно делать зацеп за приваренные к кузову крепежные петли. С другой стороны приварена шайба, которая не дает гире слетать, и служит отбойником, ударяя об который сила передается в стержень и далее уже металлическая поверхность под этим давлением выравнивается. Если вы покупаете заводской обратный молоток, то к нему обычно в комплекте идут несколько сменных крюков для захвата скоб различной формы. Существуют модификации таких молотков с двумя и тремя втулками, что позволяет контролировать силу удара при выравнивании вмятин.

На рынке представлена и другая разновидность – это вакуумный обратный молоток для кузовного ремонта. С помощью таких приспособлений ремонтируют обширные области вмятин, а предыдущая конструкция годится для мелких повреждений. Тут в качестве зацепа используют присоски, что снимает вопрос предварительного снятия старого лакокрасочного слоя с детали.

Как работать с обратным молотком?

Технология работ с обратным молотком следующая:

  1. Очистка поврежденной области до металла, обычно для этого используют шлифовальную машинку и наждачную бумагу.
  2. С помощью споттера к кузову приваривают скобы, в различных местах повреждения, чтобы постепенно можно было вытягивать, восстанавливая форму кузовной детали.
  3. За скобы зацепляются крюком обратного молотка.
  4. Аккуратными не сильными движениями гири, начинаем медленно выравнивать поверхность, производя удары. Тут главное не перетянуть, чтобы потом не забивать уже выпуклость обратно. Такими постепенными процедурами вытягиваем весь участок поврежденной детали.
  5. Снимаем скобы путем срезания или выкручивания.
  6. Зачищаем и обезжириваем деталь и можно приступать к нанесению шпаклевки.

Из основных минусов использования классического обратного молотка – это необходимость снятия старого ЛКП, даже если оно не было сильно повреждено. К тому же, как говорилось выше, такой метод подходит лишь для мелких по площади вмятин.

Видео пример выравнивания вмятины обратным молотком.

Как сделать самодельный обратный молоток?

Купить такое оборудование можно практически в любом авто магазине, и часто такой молоток идет в комплекте с другим оборудованием, тем же споттером. Но за счет простоты конструкции не составит особого труда изготовить обратный молоток своими руками.

Для начала вам потребуются:

  • металлический стержень длиной 50 см и диаметром около 20 мм.
  • шайба, или рукоятка, которая будет служить роль отбойника.
  • сварочный аппарат и защитные приспособления: очки, маска, спецодежда.
  • стальной крюк.
  • гиря.
  • стальные шайбы, 2 – 3 шт. диаметром 2,5 – 3 мм.

Методика сборки обратного молотка с этих комплектующих следующая:

  1. Шлифуем и зачищаем металлический стержень от ржавчины и заусенец.
  2. К крюку приварим крепежный элемент с резьбой, а на стерне с одной стороны также протачиваем резьбу, чтобы получилось съемное соединение. Как аналог можно стационарно закрепить крюк с помощью сварки.
  3. Проделываем внутри гири отверстие на 1 мм больше чем диаметр стержня, чтобы она свободно ходила по нему. Далее, надеваем ее на стержень.
  4. Привариваем рукоятку с шайбой, об которую будет ударяться гиря, передавая тягу на сам стержень.

На этом этап самостоятельной разработки обратного молотка для ремонта кузова авто завершен. Также при желании можно изготовить и вакуумный вариант инструмента. Но тут уже вместо крюков и приваренных скоб, будет использоваться присоска, которая прикрепляется к широкой вмятине и медленно вытягивается.

Кузовной ремонт является сложной операцией, которая требует определенных знаний, специальных инструментов и приспособлений. Одним из таких приспособлений является обратный молоток. Это простой инструмент, который легко изготовить своими руками. Для этого существует много фото и видео в интернете. Также можно скачать чертеж простейшего варианта устройства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]