Как правильно укорачивать цепь на велосипеде с выжимкой и без нее


Последовательность действий по снятию цепи с велосипеда без выжимки своими руками

Выжимка – полезное приспособление. Однако, не всегда оно оказывается под рукой. Что же тогда делать? Перспектива остаться с посреди первозданной природы где-то за много км от города не выглядит привлекательной. Снять цепь с байка можно и без выжимки. Сделать это самостоятельно будет непросто, но вполне реально. Рассмотрим подробно варианты разбора цепи с замком и без него.

Модель с замком

Замок.

Как проверить, есть ли у цепи замок? Проще простого! Беглого осмотра, чтобы увидеть, имеет ли цепь звено, которое отличается от соседних. Это и есть замок. Разъединить его можно путем сдвигания пинов на каждом из звеньев руками или пассатижами. Чтобы собрать цепь, нужно проделать аналогичные действия в обратной последовательности.

Модель без замка

В этом случае без выжимки придется непросто. И результат будет непредсказуемым. Но, если других вариантов нет, из 2 зол выбираем меньшую. Итак, снимаем цепь без замка с велосипеда подручным средствами в таком порядке.

  1. Привинтить к столу обыкновенные тиски.
  2. Зафиксировать в тисках цепь, подложив с одной стороны гайку, отверстие которого соотносится с пином.
  3. Прилепить с другой стороны небольшой шуруп шляпкой.
  4. Зажимая тиски, протолкнуть шариком пин в гаечную дырку.

Важно! Для того, чтобы разомкнуть цепь, освободить одну сторону мало. Нужно отодвинуть звено и извлечь цепь либо добавить еще шар и продолжить попытки

Подводя итоги, можно уверенно заявить, что выжимка — незаменимая вещь в дороге для каждого велосипедиста. И если поломанную цепь с замком еще можно снять с велосипеда без этого приспособления, то, что касается цепи без замка, то без нее обойтись будет сложно. Впрочем, на случай форм-мажорных обстоятельств, можно воспользоваться приведенными выше инструкциями.

Снятие цепи, на которой есть специальный замок

Снимать такие цепи легко и просто, занимает это 1-2 минуты. Вы просто разжимаете замок и цепь снята.

Существуют даже специальные инструменты для этого и их можно приобрести в интернете или в специализированных велосипедных магазинах. Они работают как на разжатие, так и на сжатие, чтобы ими можно было снять и поставить замок.

Но наш человек не ищет легких путей, а тратиться на такие инструменты не каждый любитель велосипедов согласен, так что все это можно проделать и с помощью обычных плоскогубцев или круглогубцев с узкими носиками.

Если замок тугой и не поддается просто так, можно попробовать снять его с помощью старого тросика от тормозов или переключения передач, крепкой веревки или проволочки. Для этого проволочку продевают между замковыми звеньями, как показано на рисунке. Парой плоскогубцев беремся за оба края и резко дергаем в противоположные края, разжимая замок.

Видео как снять замок цепи с помощью веревки

Некоторые цепи снимаются вообще вручную. Как это делается показано в этом видео.

Причины обрыва[править]

Все возможные причины обрыва цепи до конца не известны, и произойти такое может с каждым, но, тем не менее, такая поломка — явление довольно редкое. Считается, что к обрыву могут привести следующие причины:

  • Сильный износ цепи;
  • Неправильная сборка цепи;
  • Неправильное пользование передним переключателем;
  • Большой вес байкера.

В реальной жизни наибольшее количество шансов порвать цепь даёт чрезмерно большое усилие, прикладываемое к педалям. Сила, как говорится, есть — ума не надо. Причём, тут возможна интрига — что же не выдержит раньше: оси педалей, шатуны, звёзды, или всё-таки цепь. Как правило, при обрыве повреждается или разрушается лишь одно (оказавшееся наиболее слабым) звено цепи, для продолжения движения требуется изъять его и собрать цепь обратно. При этом цепь может укоротиться до критической длины, поэтому после ремонта при первой возможности следует проверить длину и при необходимости нарастить цепь запасными звеньями.

Как выбрать съемник правильно

Выбор наилучшего съемника зависит от его технических характеристик, частоты и способа применения.

Нужно оценить следующие факторы:

  1. Частоту предполагаемого снятия кассеты. При одноразовом или редком использовании можно купить дешевый съемник. В противном случае лучше приобрести более дорогой вариант, т.к. это более надежный и прочный инструмент: шлицы не стираются после первого же использования.
  2. Вес и размеры съемника. При небольших габаритах его удобно носить с собой в сумке или кармане.
  3. Наличие направляющего штифта. Это является дополнительным преимуществом, т.к. облегчает удержание съемника.
  4. Наличие прорезиненной ручки для вращения или гаечного ключа в комплекте. Это устраняет проблему поиска подходящего инструмента для откручивания гайки съемника.

Выбор съемника зависит от его технических характеристик.

Установка цепи на велосипед

Чтобы поставить цепь на синглспид, достаточно навесить ее на обе звезды, запрессовать пин или защелкнуть замок. Со скоростными байками будет чуть посложнее:

  • Зафиксировать переключатели на малых звездах.
  • С учетом расположения натяжных роликов надеть цепь на звезды.
  • Совместить звенья.
  • Зажать цепь и впрессовать ось. Если велоцепь с замком, обходимся без выжимки.

После того, как установка завершена, необходимо проверить ход цепи: несколько раз прокрутить педали. Если при кручении не наблюдается провисаний или затруднений, то цепь имеет оптимальную длину и установлена правильно.

Справиться со снятием и монтажом велосипедной цепи сможет каждый владелец двухколесного коня. Нехитрая и простая процедура не отнимет много времени, зато отлично поможет в дальнейших поездках!

Е сли проехать на велосипеде много километров, то запчасти, рано или поздно, износятся. После большого пробега велосипедная цепь «растянется» и будет нуждаться в замене.Технически цепь не растягивается

, но штыри, которые соединяют звенья, изнашиваются, что увеличивает длину цепи.

Растянутая цепь

ускоряет изнашивание кассеты и зубчатых цепных венцев на звездочке, поэтому обзавестись новой цепью, когда растяжение уже заметно, – хорошая идея. Рекомендуется заменять цепь каждые 1000-1500 километров. Кстати, замена цепи обходится намного дешевле, чем замена кассет или зубчатых цепных венцев на звездочке.

Информация по ремонту и укорачиванию цепи, расположенная ниже, будет очень полезна.

Зачем разбирать цепь

Только цепь, натянутая без провисаний и перекосов, обеспечивает эффективную передачу крутящего момента с педалей на заднюю велосипедную ось. Необходимость разобрать и укоротить ее может быть обусловлена следующими причинами:

Пройдите опрос

  1. Замена вследствие сильного износа или поломки. Новая цепь – это стандартные 114–116 звеньев. На обычных шоссейных велосипедах она, как правило, используется целиком, на горных – приходится укорачивать ее на 8–10 звеньев. У байка для триала оставляют только необходимый минимум.
  2. Конструктивные изменения. После модернизации велосипеда цепь нередко начинает болтаться, прокручиваться, спадать со звездочек, невзирая на качественный уход.
  3. Провисание вследствие длительной эксплуатации, интенсивной нагрузки, смены набора звездочек.

Чтобы определить оптимальную длину, необходимо переключить передачу так, чтобы спереди и сзади цепь лежала на самой большой звездочке. Затем звенья размыкают, подтягивая ее до упора. Сделав отметку, добавляют еще 2–3 звена, чтобы не допустить повышенных нагрузок на трансмиссию.

Тем, кто не уверен в собственных силах, настоятельно рекомендуется обратиться в специализированный магазин. Там можно получить и грамотную консультацию, и профессиональную техническую помощь.


Замена цепи может потребоваться вследствие сильного износа или поломки


Довольно часто цепь начинает болтаться или прокручиваться после модернизации велосипеда


Провисание цепи возможно в связи с длительной эксплуатацией либо сменой набора звездочек

Раскрытие замка и выжимка оси звена

Раскрыть замок достаточно просто: отверткой или другим предметом (например, вязальной спицей) поддеваем клещевой зажим. Тут главное не повредить его, а еще лучше – не потерять, иначе потом зафиксировать цепь не получится. Далее расцепляем все звено. Все, цепь можно снимать и делать с ней все, что захочется: чистить, выбрасывать или укорачивать. Впрочем, об этом поговорим чуть позже.


Замочек в разобранном состоянии

Разъединить сплошную цепь можно только специальным инструментом – выжимкой. С ее помощью получится легко разобрать звено без повреждений. Процедура несложная, но торопиться не стоит:

  • Сначала выбираем звено для разборки.
  • Вставляем цепь в положение выпрессовки и запрессовки пина (оси звена).
  • Ручкой закручиваем винт и вытаскиваем ось. Направление выдавливания – в сторону винта выжимки, то есть на себя.

Извлекать пин полностью не следует, так как его будет непросто вернуть потом на место.


Выжимное устройство цепи Галля

Выжимка немного расшатывает ось, поэтому при повторном расцеплении следует выбрать другое звено. Запрессовка оси в звено проводится в противоположном порядке: соединить между собой соседние звенья и винтом вдавить пин.

Инструкция по самостоятельной замене цепи с выжимкой

Снятие цепи выжимкой .

Обычно для снятия с байка цепи используют вспомогательный инструмент – выжимку. С его помощью легко снять даже неразъемную цепь. Последовательность работ при этом такова:

  1. Определиться с участком цепи для разбора. В случае повторного разбора цепи, то предпочтительно взять не ремонтируемый участок цепи.
  2. Вставить в выжимку цепь таким образом, чтобы пин был напротив зажимной оси.
  3. Зафиксировать цепь рифленым винтом.
  4. Крутить ручку , выдавливая пин наружу.
  5. Убрать ненужные звенья с помощью выжимки, выпрессовывая пин целиком.
  6. Соединить звенья цепи. При этом штифт, находящийся в щечке, должен смотреть наружу по направлению к вам. Сначала нужно провести цепь сквозь задний и передний переключатели. Затем наложить звенья цепи один на другой так, чтобы пин совпал со втулкой.
  7. Разжать «щечки» плоскогубцами. После того, как концы цепи наймут свое место, выходящий наружу штифт не даст звеньям разъединиться.
  8. Вставить выжимку в звено, чтобы оси пина и штока идеально совпали, и вращать воронок, запрессовывая пин в отверстие.
  9. Проверить симметрию положения штифта и «щечек» звеньев. Откорректировать их положение, если это нужно.
  10. Проверить звенья на подвижность друг относительно друга. При необходимости увеличить подвижность плоскогубцами.

Части велосипедной цепи и необходимые инструменты

Индикатор износа цепи

: Типичный индикатор износа цепи зацепляется на штырь в цепи, пока другой конец вставляется между двумя штырями или роликами. Цифры на инструменте покажут, насколько изношена цепь и настало ли время ее менять.

Новая цепь

: Вид цепи зависит от количества скоростей велосипеда. Так, например, если велосипед 9-скоростной, нужно купить 9-скоростную цепь. Более совершенные цепи включают в себя специальное покрытие, что отсрочит появление ржавчины, или они уже сделаны из нержавеющей стали.

Замена штырей или соединительного звена

: Новые цепи сразу идут с новым штырем или специальным звеном под названием соединительное звено, соединяющее 2 конца цепи вместе. Если вы ремонтируете уже имеющуюся цепь, нужно купить штыри на замену или соединительные звенья отдельно – они должны быть совместимы со скоростью цепи и брендом.

Выжимка

: если у вас цепь со стандартными звеньями, понадобится совместимая выжимка, которая позволит легко снять старый штырь и поставить новый при разъединении и соединении цепи.

Пассатижи:

Если у вас цепь, которая соединяется с соединительным звеном, понадобятся пассатижи, которые упростят процесс разъединения и соединения соединительного звена.

Меняем звездочку на задней кассете

Набор трансмиссионных звезд заднего колеса в разы превышает передний. Стандартный набор включает восемь компонентов, а в высокоскоростных моделях (или на велике спортивного направления) их 9 или 11.

Стоит сразу упомянуть, что сзади может ставиться кассета или трещотка. Кассета – современный вариант с внутренним шлицевым креплением на ось втулки. Трещотки, как устаревший вариант, можно встретить только на бюджетном скоростном байке. В набор входит обычно 5–7 передач. Крепление внешнее, резьбовое, съемный инструмент отличается от кассетного.

Принципиальным отличием от кассеты является целостность – поменять звезду отдельно на трещотке нельзя. Тут или все сразу, или вовсе ничего. Поэтому будем рассматривать, как установить новую звездочку на кассету.

Как и при замене ведущих звезд, здесь потребуются специальные инструменты:

  • съемник кассеты;
  • цепной хлыст-фиксатор;
  • разводной гаечный ключ или головка;
  • дополнительно: гаечные ключи, выжимка цепи*.

*При снятии кассеты понадобится сначала демонтировать заднее колесо с велосипеда, а затем осевые гайки. Одновременно при замене звездочек можно и почистить цепь – для ее снятия нужна выжимка.

Последовательность работы: 1. Снять заднее колесо ключом на 15, с эксцентриковым креплением все просто – разжимаем рычаг и ослабляем фиксирующую гайку.

2. Следующим этапом будет откручивание осевых гаек. Для нее понадобится ключ на 17. Чтобы свернуть крепление с проворачивающейся оси, накидываем дополнительную гайку для фиксации оси.

3. Выкрутить подшипниковый конус и вытащить подшипник с противоположной стороны.

4. Вынуть ось с конусом и подшипником. О компонентах втулки: по необходимости можно сразу их заменить на новые.

5. Вставить съемник кассеты в шлицы.

Лучшие статьи : Как подготовить велосипед к продаже

6. Положить хлыст на самую большую (низшую) звезду. Ее будем вращать по часовой стрелке.

7. Разводным ключом или головкой вращать съемник против часовой стрелки.

Так просто можно снимать кассету в домашних условиях. Большинство современных наборов звезд разборные, можно установить одну-две новые звезды. Однако при сильных износах, когда сточена половина кассеты, менять их по отдельности не имеет смысла. Также сложности могут возникнуть, если стерлась самая большая звездочка, на которую обычно крепятся все остальные.

Можно ли демонтировать кассету без съемника и хлыста? В принципе, это можно сделать с помощью шлицевой трубки и накидного ключа. Хлыст можно сделать самостоятельно, приварив к металлической рукоятке ножа кусок старой цепи.

При замене отдельных звезд, особенно средних, разбираем кассету аккуратно, чтобы не потерять все разделительные и фиксирующие шайбочки. Все проще с кассетой на пауке – ее не надо разбирать, звезда снимается отдельно со своего крепления.

Сборка заднего трансмиссионного узла:

  1. Поставить и зафиксировать новую звезду, собрать кассету.
  2. С помощью съемника установить барабан на шлицевое крепление втулки. Перед закручиванием необходимо выровнять барабан, чтобы соединение не стерлось под нагрузкой. Хлыст здесь не понадобится – просто с усилием вращаем съемник по часовой стрелке.
  3. Собрать втулку: вставить ось со стороны кассеты, затем подшипник и конус с левой стороны, зафиксировать ось гайками.
  4. Надеть цепь и поставить заднее колесо.

Проверить работу трансмиссии и отрегулировать задний переключатель скоростей. Своевременная замена звездочек избавит от неприятных неожиданностей в поездках и позволит в целом увеличить ресурс трансмиссии велосипеда.

Признаки неисправности

В первую очередь стоит уделить внимание неисправности цепи на многоскоростных великах. Традиционно время хода определяется километражем, однако эти значения слишком приближенны, ведь все зависит от условий езды на велосипеде: качество дорог, подбор передач, скорость, нагрузка на педали и, соответственно, на передние звезды

Первые признаки выхода велоцепи из строя – это неточное переключение передач и подозрительные звуки (при условии, что цепь не утратила смазку). Определить неисправность наверняка поможет следующий метод: отогнуть от самой большой звезды и посмотреть количество свободных зубьев. Если цепь свободно отходит от трех и более зубьев, то замена требуется в срочном порядке. Два зубца «предупреждают», что износ не за горами, но еще можно поездить.

Таким же методом можно увидеть ослабление цепи на односкоростном велосипеде: отгибаем ее от передней звезды и смотрим количество зубьев.

Определение степени ослабления

Еще один способ определения износа – это замер длины:

  • 304,8 мм – оптимальная длина цепи.
  • 306,5 – 307,5 – средний износ, пригодность к ремонту. Ездить пока можно.
  • 308 мм – высокая степень изношенности и цепи, и звезд.
  • Более 308 мм – повреждение всей трансмиссии.

Измерение относительного удлинения требует полного снятия цепи с велосипеда.

Почему цепочка проскакивает по звездочкам

Зачастую в процессе переключения скоростных режимов, в особенности, если необходимо подниматься на возвышенный участок, или давление на педали усиливается до максимального значения, звенья цепи начинают проскальзывать по зубьям звезд.

Это проявляется при следующих причинах:

  • изношенность валиков и роликов способствовала растяжению звеньев;
  • сточились зубчики на звездочках, установленных сзади и спереди;
  • известны случаи, когда две причины проявляются одновременно;
  • переключение передач выполняется с нарушениями.

Есть специальные индикаторы, контролирующие степень изношенности цепи и показывающие, когда цепь требует замены.

Стандартный процесс снятия

Все гайды описывают одинаковый порядок работы для снятия. Для этого потребуется, в первую очередь, небольшой набор инструментов – без них будет достаточно тяжело.

Инструменты

  • ключ для снятия заднего колеса;
  • пассатижи для удержания сегментов и пина;
  • выжимка – устройство для выпрессовки пинов, без замка – важнейший инструмент в процессе.

Процесс

Рассмотрим пошагово, как снять цепь с велосипеда:

  1. Очищаем звенья от грязи – она будет мешать на каждом последующем шаге.
  2. Снять заднее колесо – шаг не обязательный, но работать без него намного проще.
  3. Выдавить пин (металлический цилиндр, замыкающий каждое звено) с помощью выжимки.
  4. Разъединить одно звено.
  5. Вывести крайние звенья из переключателей.

Обратная последовательность аналогична – завести цепь на место и собрать конструкцию обратно, заклепав пин с помощью выжимки, и вращая её в обратную сторону.

Без инструментов

В отсутствие выжимки можно установить всё обратно и без неё. Помогут пассатижи и любой крепкий цилиндр, например, небольшой шестигранник. Аккуратно зажимая цилиндр, пин можно расклепать аналогично работе выжимки, просто это требует намного больше внимания и приложения сил.

Модели с замком можно расцепить, используя плотную верёвку или тросик. Это позволяет производить оперативный ремонт буквально в полевых условиях, например, когда цепь внезапно порвалась в небольшом походе.


Снятие замкового звена без инструментов

Конструкция и ее особенности

Цепь велосипеда представляет собой достаточно простую металлическую конструкцию, которая предназначена для передачи трансмиссии от ведущей звезды к ведомой. Составляющие элементы:

  • Пластина наружная;
  • Внутренняя пластина;
  • Пин (валик);
  • Ролик;
  • Втулка.

Главным отличием между разными видами является расстояние между валиками и ширина. У некоторых видов транспорта эта деталь может быть частью системы переключения скоростей. Эта деталь важна и требует особого внимания.

Для качественного функционирования велосипедной цепи требуется регулярное обслуживание, чистка и ремонт. Периодическая смазка и промывка обеспечат хорошую работу техники, а каждые несколько тысяч километров цепь нужно заменять на новую. Существует и определенный показатель степени удлинения (0,5%), то есть поры, когда нужна новая деталь. Без специальных инструментов для измерения можно определить степень изношенности следующим образом: нужно установить элемент на самую большую звезду (ведущую) и оттянуть ее, сдвигая в сторону от зубьев. Если в получившееся пространство вмещается более 4 зубьев, то велосипедную деталь необходимо срочно заменить.

yvelo.ru

Любому транспортному средству необходимо техобслуживание. Велосипеды не входят в число исключений. Их ключевым элементом в трансмиссионном узле является цепь. Скоростным велосипедам присуща большая «привередливость» для нормального функционирования. Периодичность замены или обслуживания цепного механизма во многом определяется стилем катания. Например, любители велотриала занимаются этим, находясь в процессе катания. Когда и каким образом меняется цепь на скоростном велосипеде?

Цепи для велосипедов бывают замочными и сплошными. Разъединение замочной вариации не представляет особого труда. Это удобно сделать обычной ниткой (проволокой), продев ее в соседние звенья (до и перед замком) и затянув петлю. Главное, избежать повреждения замка и не потерять его.

Раскрытие сплошной цепи возможно лишь при наличии специальной выжимки, хотя саму процедуру также нельзя отнести к категории сложных задач:

  • Потребуется установка цепи в положение выпрессовка-запрессовка оси.
  • Закручивание винта для вытаскивания пина.

Осевой запрессовке присуща противоположная последовательность: соединение звеньев и вдавливание пина посредством винта.

Каким инструментарием важно располагать для замены цепи:

  1. Ключом, с помощью которого снимется заднее колесо.
  2. Пассатижами, чтобы удерживать сегменты и пин.
  3. Выжимкой. Как отмечалось выше, данным устройством производится выпрессовка и запрессовка пинов.

Велосипедистам, не имеющим достаточного опыта в подобных делах, рекомендуется запоминание общей схемы, отражающей расположение цепи на системе, кассете, переключателях. Тогда процедура ее последующей установки не вызовет сложностей.

Как только все нюансы зафиксируются в памяти (или на бумаге), можно приступать к дальнейшим шагам:

  • Очистке звеньев от грязевых накоплений. Если этого не сделать, грязь будет являться существенной помехой для следующих шагов.
  • Снятию заднего колеса. Отсутствие данной детали упрощает все действия, хотя опытные мастера благополучно пропускают сей этап. По сути, он не относится к обязательным мерам.
  • Выдавливанию пина, присутствующего во всех звеньях (металлического цилиндра, замыкающего звено). Здесь применяется выжимка.
  • Разъединению одного звена.
  • Выводу крайних звеньев из системы переключателей.

На этом извлечение цепи (изношенной или требующей чистки) можно считать завершенным. Сама процедура достаточно легкая при наличии инструмента и базовых знаний. Очень важна аккуратность выполнения и отсутствие силовых действий в процессе выпрессовывания.

С велосипедами, имеющие одну передачу (синглспидами), все ограничивается навесом цепи на детали звездообразной конфигурации и замочным защелкиванием либо запрессовкой пина. Конструкция скоростных велобайков предполагает некоторые сложности в рассматриваемом вопросе.

Их можно обозначить следующими пунктами:

  1. Блокировка переключателей на трансмиссионных звездах малого размера.
  2. Далее на зубья звезд надевается цепь. При этом важно учесть расположение роликов, участвующих в ее натяжении.
  3. Затем выполняется совмещение цепных звеньев.
  4. Цепь зажимается, и впрессовывается ось или закрывается замок.

На финальном этапе происходит проверка хода. Для этой цели прокручиваются педали. Неправильный монтаж характеризуется провисанием установленного элемента и затрудненным кручением. Если подобного не наблюдается, установка цепи сделана по всем правилам.

В каких случаях, кроме износа, снимается цепь:

  1. Для глубокой чистки, когда необходимо удалить смазочный состав и накопившийся абразив.
  2. Для замены поврежденных звеньев.

Вышедшая из строя цепь растягивается, ее звенья смещаются, нанося вред звездочкам, что негативно сказывается на переключателях. Визуально выяснить степень износа достаточно трудно.

Поэтому пользуются простым замером, то есть нужно измерить двадцать четыре звена, точнее их общую длину:

  • При величине 30,5 см можно говорить о нормальном состоянии цепи.
  • Показатель 30,65- 30,75 см указывает на необходимость замены.

К слову, обрезание растянутой цепи не решает проблему. Растяжению свойственно равномерное распределение. В этом случае повреждения звезд не удастся избежать. Как известно, «звездные» детали не поддаются ремонту. Дешевле поменять цепь, нежели заниматься заменой более дорогостоящих комплектующих.

Видео сюжет расскажет, как заменить цепь на велосипеде

www.remonto5.ru

Часто велосипедист попадает в неожиданную и неприятную для него ситуацию в дороге, когда рвется или ослабляется велосипедная цепь, которая требует срочного ремонта. Опытные велосипедисты нередко выполняют плановое обслуживание в стационарных условиях, при этом проверяя соответствие параметрам качества или полностью заменяя трансмиссию. Во всех этих случаях необходимо использование специального устройства, которое позволяет быстро и без проблем осуществить соединение или размыкание. Это — выжимка цепи.

Это приспособление должно находиться в качестве обязательного элемента в ремонтном комплекте каждого водителя велосипеда, чтобы в случае необходимости можно было положиться на собственные силы и выполнить экспресс-ремонт цепи даже в самых сложных условиях. Преимущество выжимки еще и в том, что она имеет компактные размеры, а это позволяет ей занимать минимум места в ремкомплекте.

Выжимка цепи позволяет не только свести к минимуму сложности, связанные с поломкой в дороге, но и производить ремонтные работы, не обращаясь в сервисные центры или мастерские по ремонту велосипедов.

Как работает выжимка цепи?

Данное изделие имеет в своей конструкции подвижной винт, который позволяет надежно и плотно зафиксировать велосипедную цепь. Выжимной штифт прессует пины и расщепляет щечки цепи. Для того чтобы устройство работало долгие годы и оправдывало сумму, истраченную на покупку, оно должно быть выполнено из высококачественного материала, имеющего максимальную прочность, которая обуславливает надежность всей выжимки. Как правило, модель должна быть создана из прочной стали. Для того чтобы данный ключ легко удерживался в руке выполняющего ремонт человека, рукоятка должна быть не гладкой, а шероховатой, что будет гарантией хорошего сцепление кожи и поверхности ручки. Наиболее удачный вариант – прорезиненная поверхность.

Как с помощью выжимки цепи выполнить ремонт?

Если у вас порвалась или нарушилась/деформировалась цепь велосипедная – это еще не повод ее выбросить. Имея выжимку цепи, вы можете самостоятельно произвести ремонт в домашних и даже полевых условиях, следуя нашей инструкции.

Алгоритм действий прост: необходимо найти уязвимое место в цепи и удалить разорвавшееся звено, после чего заменить его на новое (той же марки, что и сама цепь) или звено многократного использования. После соединения компонентов с использованием не нового элемента, целостность будет уже не такой, как была ранее, и не такой надежной, какой могла бы быть при замене на новое звено.

Порядок работы:

— снять порванную цепь;

— отсоединить разорвавшиеся звенья;

— соединить разорванное звено, которое состоит из внутреннего и внешнего элемента (для этого вам понадобится выжимка цепи);

— установить звено в слот, который служит компонентом запресовывания или обратного действия – выпресовывания пина.

— внешнее звено укрепить во внешнем отделе выжимки так, чтобы штырь был направлен в точном направлении пина, нажать на него, чтобы он выдвинулся на расстояние, на котором его можно извлечь;

— готовые два конца цепи соединить и запрессовать пин выжимкой.

fb.ru

Использование выжимки цепи

В некоторых цепях для её снятия и установки используют разъёмное звено, поэтому выжимку не используют. Но, в поездке её необходимо иметь, так как цепь иногда рвется, и её надо ремонтировать — заменить участок цепи или при поломке петуха или заднего переключателя укоротить цепь и из много скоростного велосипеда сделать одно скоростной.

Без выжимки цепи все эти действия сделать проблематично. Очень часто выжимку цепи включают в универсальный инструмент, хотя такими выжимками неудобно пользоваться.

Показатель надёжности выжимки цепи — это материал, из которого изготовлен её штифт. Он должен быть достаточно твёрдыми и не изгибался после нескольких использований. Иногда выжимки известных производителей работают намного хуже, чем недорогие неизвестного происхождения.

Также на эту тему:

Ножи для велотуристов. В складных ножах клинок прячется в его рукоятку. Этим добивается портативность ножа и уменьшение его размера в два раза. Приспособления для открывания ножа имеют различную конструкцию – самые простые открываются двумя руками, более продвинутые имеют кнопку или рычажок…

Велосипедный мультитул. Велосипедный мультитул – это набор инструментов для ремонта и обслуживания велосипеда в виде раскладного ножа. Стандартный инструмент для ремонта современных многоскоростных велосипедов в домашних и полевых условиях. Позволяет не возить с собой множество ключей и имеет…

Конусный ключ. Конусный ключ – это одна из разновидностей гаечного ключа. Предназначен для регулировки и затягивания конусов втулок. Конусный ключ отличается от обычного ключа того же размера намного меньшей толщиной и составляет примерно 2 мм. У конусов втулки узкие шлицы, поэтому…

Съёмники для ремонта велосипеда. Съёмник шатунов (системы) — инструмент для снятия системы неинтегрированного типа с вала каретки. Как правило совмещает в себе две функции: сам съёмник и шестигранник для разборки педалей. Шатуны на валу каретки удерживаются болтом под внутренний шестигранник на 8 мм…

Усилие затяжки резьбовых соединений на велосипеде. На велосипеде все резьбовые соединения: винты, болты и гайки затягиваются с определенным усилием. Это обеспечивает безопасность при езде и позволяет компонентам велосипеда прослужить дольше. Производители указывают числовое значение момента затяжки резьбовых соединений. Оно должно быть именно таким, которое указано…

Причины, по которым цепь слетает со звезд на велосипеде:

  1. Слабое натяжение.

Наиболее распространенная причина, относящаяся к односкоростным и многоскоростным велосипедам.

Как проверить натяжение велоцепи? Её провис у односкоростного велосипеда должен составлять в центре между звездами максимально 10-15мм.

Более подробно об этом описано в статье «Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи» и здесь мы повторяться не будем.

Искривление одного или нескольких звеньев цепи. Обычно хватает и одного звена. Возникает оно от ударов при небрежном обращении или падениях велосипедистов.

Односкоростная велоцепь более крепкая и там такие проблемы встречаются крайне редко. У более нежных многоскоростных — такое случается, но тоже нельзя сказать, что очень часто. Лечить это никак нельзя. Нужно либо удалять или менять звено, если позволяет длина цепи, или заменять её всю. Если цепь уже частично изношена — лучше сразу менять её на новую.

Выравнивать звено молотком на наковальне или плоскогубцами — нереально. Идеально прямо его не выровнять, а в таком виде оно всё равно будет ускорять износ звездочек и слетать с них

Деформация или износ зубьев звездочек в системе или кассете.

Деформация может возникнуть только от ударов, а износ, особенно на байках с переключением передач – это процесс естественный и неотвратимый.

Лучшие статьи : Как научиться делать банни хоп (bunny hop)

В обоих случаях лучше менять звездочки, а если они и так не самые новые – есть повод заменить всю кассету сразу.

Хочется пояснить вот еще что. Вставлять на место искривленные зубья звездочек «с помощью молотка и какой-то матери» дело, на первый взгляд, простое и очевидное, но не благодарное и часто бесполезное. Хотя умельцы делают все, но кататься на таком велике потом Вам, так что думайте сами. Идеально ровно не получится: значит, увеличится скорость износа цепи, а риск сбрасывания ее со звездочек останется.

Цепь сильно растянута.

В односкоростных велосипедах это встречается очень редко, а у многоскоростных обычное явление. Как правильно определять износ цепи описано здесь и повторяться мы так же не будем.

Неправильно настроен передний или задний переключатель.

Такое бывает только на велосипедах с переключением передач. Проблема проявляется, когда при кручении педалей велоцепь сама по себе перескакивает на другую звезду. В этом случае нужно правильно настроить переключатели. Обычно это делается двумя регулировочными болтами, обозначенными буквами L и H. Но все нюансы этого процесса в рамках данной статьи мы рассматривать не будем, тем более, что в сети много материалов и видеороликов по этому вопросу.

Сборка цепи[править]

При сборке цепи требуется преодолевать натяжение пружины заднего переключателя, поэтому здесь будет уместен помощник, который подержит переключатель (либо скиньте цепь с системы) .

Разместите цепь так, чтобы торчащий пин смотрел в вашу сторону.

Возьмитесь за звено, из которого не торчит пин, и проведите цепь справа налево через передний и задний переключатели. В заднем переключателе есть 2 «отверстия» рядом с роликами, в которые нужно продеть цепь. Соедините концы цепи в нижней части, преодолевая сопротивление пружины заднего переключателя. Попросите помощника подержать переключатель.

Поместите соединяемое звено в выжимку, на упор, который ближе к фиксирующему винту.

Подстраивая положение цепи, подведите штифт к зажимаемому пину так, чтобы они были соосны.

Подожмите звено фиксирующим винтом

Внимание! Пропуск этого шага может привести к поломке выжимки.

Вращая рукоятку, зажмите пин в звено. Постоянно контролируйте степень погружения пина по соседним — он должен быть не совсем заподлицо с щечкой, а торчать на долю миллиметра.

Извлеките цепь из выжимки, проверьте, насколько симметрично встал пин

При необходимости, подправьте его положение.

Проверьте подвижность собранного звена. Если оно сгибается туго, то нужно взяться за цепь с двух сторон от собранного звена и с усилием погнуть ее в поперечном направлении.

Последовательность действий

Рассмотрим, как укоротить велоцепь конструкции Галля (именно такая используется на 95-99% всех современных велосипедах).

Разъединяем цепь

  1. Найдите замыкающее звено(замок). Некоторые цепи имеют замыкающее звено. Звено достаточно легко обнаружить, так как оно обычно немного темнее или светлее остальных звеньев цепи. Также на нем могут присутствовать выступающие валики, которые скреплены внешней пластиной. В этой пластине обычно имеется крупное овальное отверстие вокруг одного или двух валиков.
  2. Прокрутите педали, чтобы замыкающее звено оказалось между передней и задней шестерней для удобства доступа. Если на цепи нет замыкающего звена, то разделите цепь с помощью выжимки. Эти действия описаны чуть ниже.
  3. Раскройте замыкающее звено, снимите и отложите в надежное место. Существует несколько вариантов конструкции такого звена. Одни вращаются на шарнире и позволяют извлечь валик, а другие можно открыть при сгибании. Некоторые замыкающие звенья являются одноразовыми и снимаются острогубцами или специальным инструментом.
  4. Если нет замка на цепи, то необходимо использовать выжимку. Устанавливаем выжимку так, чтобы её стержень был ровно по центру пина (валика).
  5. Плавно вращаем ручку выжимки, пока валик не выйдет до уровня второй внутренней пластины.
  6. Разъединяем звено, не вынимая до конца пин.

Удаление лишних звеньев

  1. Отмеряем необходимую длину и определяем пин для выжимки, учитывая, чтобы освобождаемые пластины звена совпали с пластинами уже выжатого.
  2. Повторяем последовательность из п. №1, полностью выжав валик.

Соединение цепи

Сводим оба конца цепи и аккуратно, отцентрировав выжимку на старте и контролируя процесс каждые 0,2-0,3мм, вжимаем пин в освобождённое в п. №2 звено.

Некоторые предпочитают снять цепь, и проводить укорачивание в более удобном положении и месте — в таком случае перед соединением следует проверить, продета ли она в переключатели.

Лучшие статьи : Велосипедные амортизаторы: разновидности и их настройка

Проверка

  1. Сам запрессованный ролик. Если наблюдаются скрипы или проблемы с подвижностью на звене — устанавливаем пластины на место, изгибая цепь вдоль плоскости звена до прекращения щелчков, хватит силы рук, инструмент не потребуется.
  2. Вся укороченная цепь. Пробуем сделать несколько оборотов на самых маленьких звёздочках — если есть проблемы, это будет заметно сразу.

Для цепи повторяющегося типа (half-link, с одной парой повторяющихся пластин) — процесс упрощается, выбирать парность не надо. Укоротить цепь облегчённых моделей и некоторых спортивных вариантов можно только специализированным инструментом, и порядок укорачивания описывается в фирменной документации.

Если нет выжимки

Чтобы не пришлось думать, как размыкается велосипедная цепь без специальных приспособлений, настоятельно рекомендуется брать с собой необходимый инструмент даже в непродолжительные поездки. Попытки разбирать цепь без выжимки – это всегда риск погнуть или замять звенья без возможности последующего их восстановления. Но когда другого выхода нет, можно попробовать расцепить ее, действуя так (метод подойдет и для велосипедных цепей без замка, и при наличии замыкающего звена):

Подходящий штырь (гвоздь, сверло, дюбель, шило) толщиной чуть меньше валика звена приставить к пину (при его отсутствии – к любому звену). Подложить под цепь и внутрь звена гайку, шайбу, еще что-нибудь похожее. Это предмет, играющий роль «усилителя», не даст замяться звеньям

Молотком, камнем, иным оказавшимся под рукой предметом, осторожно ударять по штырю, пытаясь выбить соединение. Залог успеха – размеренность и аккуратность манипуляций

Как снять цепь самостоятельно с помощью выжимки

Выполняют действия в ниже приведенной последовательности:

  • выбрать участок, который требуется разъединить. Если разбирался элемент не раз, выбирают неремонтируемое ранее звено;
  • в выжимку вставляют звено так, чтобы оказались напротив ось зажимная и пин;
  • деталь в выжимке цепи фиксируют винтом;
  • чтобы пин выдавить наружу, вращают ручку устройства;
  • когда пин выпрессован, убирают звенья;
  • крайние из них соединяют, следя, чтобы наружу смотрел штифт, который расположен «в щечке», т.е. «смотрит» он на мастера, производящего ремонт. Деталь проводят вначале через переключатели, после чего, одно на другое накладывают два звена, контролируя, чтобы с втулкой совпадал пин;
  • «щечки» разжимают плоскогубцами. Штифт, выходящий наружу, не позволяет звеньям разъединиться, когда они займут свое место;
  • для запрессовки в отверстие пина, выжимку вставляют в звено так, чтобы идеально совпадали оси штока и пина, и проворачивают воронок;
  • далее, проверяют, чтобы симметричными были «щечки» звеньев штифта. Если это не так, их придется подкорректировать;
  • соединенные звенья проверяют на подвижность. Если они неподвижны, положение исправляют с помощью плоскогубцев.

Как ремонт выполнить без выжимки

Выжимка цепи, замок цепи – полезные приспособления, облегчающие обслуживание важной детали байка и ее ремонт. Но, под рукой может их не оказаться. Как поступать в таком случае? Выходов два: «тащить» нерабочий байк на себе или снять деталь без специального устройства. Оставаться за тысячи километров от цивилизации с неработающим транспортом – перспектива не привлекательная. Значит, выбираем вариант второй, т.е. снимаем самостоятельно неработающую деталь без выжимки. Понятно, что сделать это сложно, но возможно. Известно несколько способов разборки без выжимки.

Виды цепей велосипеда

Рассмотрим 2 основные разновидности велоцепей:

  • Замочную;
  • Сплошную.

Замочная

Ее особенность в том, что у нее имеется специальное зажимное приспособление. Снять такую со звезд, равно как и надеть обратно, несложно. Для этого достаточно лишь рассоединить замок.

Определить местонахождение разъемного звена можно при помощи визуального осмотра. Если звенья чистые найти разъем несложно. Как правило, на разъеме выбито клеймо компании-производителя.

Сплошная

Полностью снять такую велоцепь невозможно. Если полностью снять ее со звездочек, она просто повисает на раме. Конечно, по сравнению с вариантом, оснащенным замком, сплошная конструкция менее удобна. Однако, есть и преимущества. Замок может ослабеть, соединительный клещ – потеряться. Звенья расцепляются. Со сплошной цепью таких проблем нет. Если она разорвалась, то это исключительно издержки качества.

Как сделать цепной ключ своими руками

В первую очередь подготовим шпильку. Для этих целей отрежем кусок нужной нам длины и снимем фаску с резьбы. Снимать фаску с резьбы на конце нужно для того, чтобы шпилька нормально закручивалась в гайку. Чтобы снять фаску воспользуемся точильным станком или болгаркой с диском.

Для дальнейшего этапа выполнения работ потребуется сварка. Нужно взять кусок цепи, длиной 30-40 см, согнуть её в петлю и приварить к концам гайку. Диаметр гайки должен быть таким, чтобы в неё можно было бы накрутить шпильку с резьбой

При выполнении сварочных работ очень важно не прожечь металл и сделать все максимально аккуратно

Если криво приварить гайку к цепи, то можно испортить всю работу. Поэтому лучше несколько раз все перепроверить, и уж затем прихватывать. Читайте, как избежать прожога тонкого металла на сайте mmasvarka.ru.

После того, как гайка успешно была приварена к цепи, необходимо будет накрутить на неё шпильку. Для удобства использования цепного ключа, к обратной стороне шпильки можно приварить небольшую рукоятку. К другому же концу, чтобы можно было легко откручивать болты, необходимо накрутить гайку, после чего приварить её при помощи сварки.

На этом изготовление цепного ключа своими руками завершено. Чтобы воспользоваться сделанным приспособлением, достаточно выкрутить шпильку на нужную длину, таким образом, чтобы цепь обхватила головку болта. Затем, немного закрутив шпильку назад, нужно добиться, чтобы гайка плотно прижалась к болту. Ну а после этого, лёгким движением рукоятки против часовой стрелки, можно производить откручивание метиза.

Вся прелесть цепных ключей в том, что ими можно раскрутить болты совершенно разных размеров. То есть, вам не придётся в дальнейшем тягать с собой наборы ключей для того, чтобы раскручивать резьбовое соединение.

Разборка цепи[править]

Наденьте перчатки, которые не жалко.

Достаньте выжимку, при необходимости соберите ее.

Поместите выжимаемое звено в выжимку, на упор, который ближе к фиксирующему винту.

Подстраивая положение цепи, подведите штифт к выжимаемому пину так, чтобы они были соосны.

Подожмите звено фиксирующим винтом

Внимание! Пропуск этого шага может привести к поломке выжимки.

Вращая рукоятку, строньте пин с места. Может потребоваться большое усилие, дальше пойдет легко.

Медленно сдвигайте пин примерно на 3-4 мм

Зная величину шага резьбы на вашей выжимке, легко рассчитать число оборотов рукоятки, требуемое для смещения пина на нужное расстояние. Если почувствуете рост усилия на рукоятке (значит, пин почти полностью вышел из противоположной щечки), немедленно остановитесь!

Здесь у нас задача выжать пин настолько, чтобы он перестал скреплять цепь, но при этом остался зажатым в щечке. Если выдавить пин полностью, то в полевых условиях вставить его обратно будет очень сложно.

Извлеките цепь из выжимки, проверьте, можно ли ее разнять, раздвигая щечки пальцем.

Если нельзя, вставьте цепь обратно в выжимку, подожмите винтом и штифтом и поверните рукоятку еще на пол-оборота. При необходимости, повторите несколько раз — спешка здесь ни к чему.

Когда цепь разнимется, в идеальном случае, пин будет торчать внутрь звена примерно на 0,5 мм, что упростит последующую сборку.

Как пользоваться съемником кассеты

Для проведения демонтажа, кроме самого съемника, желательно иметь инструмент под названием «хлыст». Он удерживает кассету, когда съемником откручивают гайку. При неимении такого приспособления его придется сделать самому, т.к. комплект звезд должен находиться неподвижно.

Последовательность операций:

  1. Вставить съемник в шлицевую гайку, удерживающую кассету велосипеда, как указано на фото.
  2. Накинуть держатель на зубцы большой «звезды».
  3. Зажать гайку съемника разводным ключом.
  4. Удерживая кассету при помощи хлыста, поворачивать гайку против часовой стрелки. Для этого понадобится большое усилие.

Для проведения демонтажа нужно вставить съемник в шлицевую гайку.

Монтаж производится в обратном порядке.

Установка велосипедной цепи

Пора продеть цепь через задний дерайлер и соединить ее

Обратите внимание и убедитесь, что цепь точно идет через ведущее колесо на заднем дерайлере

Использование штырей

: Если у цепи нет соединительного звена, то используйте выжимку для соединения цепи со штырем, который уже есть в новой цепи. Если вы ремонтируете старую цепь, всегда используйте новый штырь вместо старого. Новый штырь должен быть совместим с цепью, ее скоростью и брендом. Новый штырь нужно вставить на половину с помощью выжимки, потом вытянуть его с другой стороны с помощью пассатижей.
Использование соединительных звеньев
: Если вы соединяете цепь с соединительным звеном, поставьте его каждую половину на каждый конец цепи, соедините концы цепи, соберите соединительное звено с помощью инструмента, чтобы поставить его на место.

Также возможно соединить соединительное звено без инструмента. Соедините его и потяните цепь в разные стороны, чтобы заблокировать соединительное звено как можно сильнее. Потом ослабьте сцепление дерайлера, если он имеется, прокрутите педали так, чтобы соединительное звено оказалось на верху цепи привода. Используя тормоза, с силой встаньте на одну педаль, напряжение пойдет на цепь, и она встанет на место.

Как заменить цепь на велосипеде – видео

Бывает, вам нужно снять велосипедную цепь — например, для её очистки, замены или регулировки длины (последнее делается в том случае, если на вашей новой кассете другое количество зубьев, и нужно соответственно изменить длину цепи, добавив или удалив какое-то количество звеньев).

Как снять цепь с замком

Осмотрите цепь: если вы найдёте звено, отличающееся от всех остальных, то вам повезло — у вас цепь с замком. Для того чтобы его разъединить, сдвиньте штифты (пины, оси) на каждой половинке-звене (щёчке). Цепь разомкнётся. Вся операция займёт буквально минуту. Не нужно никакого особого оборудования: если вдруг не получится сдвинуть штифты руками, воспользуйтесь пассатижами. Сборка производится тоже без всяких хитростей, в обратном порядке.

Как снять цепь без замка

Если же у вас цепь без замка, то потребуется специальный инструмент — выжимка для цепи. Стоит она недорого, места занимает мало, поэтому рекомендуем возить её с собой всегда, вместе с набором шестигранников и ремкомплектом для камер. В дороге может случиться всякое — если цепь вдруг порвётся, вы без труда с помощью выжимки удалите повреждённые звенья и снова соедините цепь.

Как снять цепь без выжимки? И стоит ли это делать?

Как снять цепь без выжимки, вопрос злободневный. Но как бы часто его не задавали, лучше запомнить одно жизненное правило. Для хорошего ремонта и обслуживания – лучше воспользоваться специализированным инструментом! В данном случае – это выжимка цепи.

Выжимки бывают двух типов, в большинстве два посадочных места. Одно из них — для сборки и разборки цепи, второе — для регулировки положения оси во втулке звена цепи. Если ваша выжимка именно такая, с двумя посадочными местами, то звено цепи вставляйте так, чтобы оно находилось на стороне, ближней к регулировочному винту. Если вы уложите цепь не туда, то можете случайно выломать во время работы перегородки между посадочными местами выжимки или смять щёчки звена.

Предположим, что цепь уложили правильно

Теперь осторожно вращайте рукоятку. Усилие, возможно, придётся прикладывать значительное, так что постарайтесь работать аккуратно, чтобы звено в выжимке не перекосилось, иначе можно его повредить

Убедитесь, что остриё выжимки давит точно на пин. Не нужно крутить винт быстро, следует остановиться в тот момент, когда штифт будет выдавлен из всего звена, но останется на дальней щёчке. Если вы выдавите его полностью, то, поверьте, вам будет очень сложно вставить его назад. Также будьте осторожны с тем, чтобы нечаянно не выбить штифт из щёчки: так он может укатиться в неизвестном направлении и потеряться.

При сборке вам не понадобится ничего, кроме той же самой выжимки. Снова напоминаю: будьте внимательны, не увлекайтесь, чтоб не выдавить пин из звена.

Два важных замечания:

  • Если ваша цепь снабжена замком, то не следует разбирать её выжимкой
  • Если одну и ту же цепь вам придётся разбирать многократно, то каждый новый раз выбирайте новое звено: если будете раз за разом выдавливать один и тот же штифт, это ухудшит прочность цепи

Автор статьи: Алексей Желудков

После долгого использования велосипеда без обслуживания цепь нередко начинает провисать. Как укоротить цепь велосипеда в домашних условиях? Что требуется для определения ее правильной длины? Поиском ответов на эти и другие вопросы займемся в представленном материале.

Инструменты для серьезного ремонта

Узкоспециальные ключи, которыми пользуются мастера на велосипедных «СТО», называются съемниками. Стоят эти приспособления недешево и могут не окупиться, если велик долгое время не нуждается в ремонте. Однако неприятности могут настигнуть в самый неожиданный момент, мастерская далеко и добраться до нее проблематично. В этом случае и потребуется профессиональный инструментарий для выполнения качественного ремонта. Без них же не обойтись и тем, кто всегда обслуживает байк своими руками.

Перечень инструментов:

  • ключ для снятия педальных гаек;
  • кареточный съемник;
  • конусные ключи;
  • разъемник цепи;
  • выжимка шатунов;
  • съемник кассеты и хлыст.

Для замены педалей можно воспользоваться и обычным 15-миллиметровым ключом, чаще всего он и подходит для этой цели. Профессиональный вариант имеет малую толщину рожков, что позволит ему легко отцепить педали от шатунов даже при крошечных зазорах, что характерно для горного велосипеда.


Педальный съемник узкого сечения двусторонний

Съемник каретки – инструмент, который позволит заменить подшипники и кольца узла, заменить ось или поменять всю каретку, если она закрытого типа. Представляет собой шлицевую круглую деталь, которая входит в зацепление с внутренним «рисунком» каретки. Дополнительно используется и шатунный съемник, если они посажены на квадрат. Такое крепление шатунов применяют на значительной части моделей, однако на некоторых велосипедах выжимка не нужна. Поэтому перед покупкой стоит узнать, какой тип крепления шатунов к оси каретки.

Конусные ключи – специальные приспособления для разборки и регулировки подшипникового отсека втулок. Отметим, это касается только втулок на «насыпи». На деле же многие велосипеды уже перешли на закрытые промы.

Цепная выжимка – важный и нужный инструмент, позволяющий ремонтировать цепь даже в полевых условиях. Как известно, модель Галля представлена жестко сцепленными роликами, отделить которые под силу только выжимке. Ключ прост в эксплуатации, не требует усилий, им легко не только разомкнуть, но и закрыть цепь. Кстати, инструмент может понадобиться и на цепях с замочком в том случае, если она порвется или ее потребуется укоротить.


Разъемник цепи велосипеда в действии

Трансмиссия – та механическая часть, которая требует постоянного обслуживания и ремонта. Наибольшие хлопоты вызывает полная замена кассет. И если для снятия передних нужен будет тот же кареточный съемник, то для задних понадобится специальный инструмент – кассетник.

Съемник кассеты позволяет демонтировать систему звезд с оси втулки. Если звезды «сидят» на трещотке или выстроены обычной кассетой, потребуются разные типы съемников. К инструменту в обязательном порядке добавляется разводник, которым вращается сам съемный ключ.


А выглядит кассетный съемник как обычная чашка

Набор дополняет хлыст – держатель звезд при раскручивании съемника с оси. Во время вращения нужно приложить серьезные усилия, что вызывает проворачивания звезд. Для их фиксации как раз используется хлыст. Кстати, колоссальный момент затяжки потребуется и во время сборки кассеты.

Набор гаечных и шестигранных ключей, включая съемники, позволит самостоятельно проводить ремонт своего байка без помощи профессиональных мастерских. Бывалые велосипедисты рекомендуют брать с собой весь инструментарий на дальние велопутешествия. Наличие в рюкзаке той же выжимки цепи или ключа необходимого размера поможет оперативно устранить неполадку и продолжить путь.

Натяжители для велосипедной цепи

Эффективным и полезным аксессуаром может стать специальный натяжитель цепи велосипеда, применение которого позволяет поддерживать необходимое ее натяжение во время езды. Применяется данный аксессуар в основном любителями экстремальной, агрессивной езды.

Устанавливаются натяжители цепи, как правило, на односкоростные модели велосипедов. Состоят такие аксессуары из одного или нескольких роликов, рычага и пружины. Работают натяжители по принципу планомерной оттяжки цепи велосипеда в необходимом направлении, что создает требуемое натяжение. Более того, наличие натяжителя позволяет избежать падения цепи с ведущей звезды, размещенной на втулке.

Опытные велосипедисты советуют всегда иметь в запасе несколько цепей. Каждая из них должна эксплуатироваться при накатке не более 600 км. После чего велосипедная цепь заменяется. На ее место ставится новая, самая короткая. В результате существенно продлевается жизнь не только всем имеющимся в наличии цепям, но также трансмиссии двухколесного транспортного средства.

Уход за цепью

Регулярная чистка и смазка — лучший способ продлить срок службы цепи. Пользуйтесь специальной смазкой, предназначенной для велосипедных цепей. Смазывайте каждый ролик. Смазывайте цепь только изнутри, на наружной стороне смазки быть не должно.

Не стоит прокручивать цепь в обратную сторону и наносить смазку в спешке. Помимо повышенного расхода средства, можно перегрузить звенья. Всегда удаляйте тряпкой лишнюю смазку. После езды в мокрую погоду вытирайте цепь насухо и наносите смазку заново. Это предотвратит появление ржавчины и растяжение цепи.

Замочная и сплошная цепи

Замочная цепь оснащена специальным зажимным устройством. Отцепить и надеть ее не представляет труда – достаточно просто разъединить замок. Чтобы его найти, внимательно осматриваем цепочку с обеих сторон и находим разъемное звено. В принципе, на чистой цепи найти его будет несложно: сверху надет клещ, который фиксирует звено и не позволяет ему разъезжаться. Также на замочном звене обычно выбита надпись производителя. Если отыскать замочек долго не удается, то либо цепь грязная, либо она беззамочная, или сплошная.


Велоцепь с замком

Велосипедную цепь без замка просто так разъединить не получится: все звенья на ней выглядят одинаково, впрочем, и зацеплены между собой тоже. Большое неудобство это доставляет при чистке, например, необходимо провести «генеральную чистку» в растворителе. В случае с замочной все просто – стащил и положил в керосин. Сплошная велоцепь, даже снятая со звезд, останется висеть на раме.

В плане снятия цепь с замком, безусловно, удобнее своего аналога. Однако закрепление по какой-то причине может разболтаться: клещ слететь, а само звено расцепиться. На велоцепях без замков таких слабых мест нет, и уж если она порвалась, то дело исключительно в ее качестве.

Вид 2: Замок цепи с 2-мя симметричными частями

Самый распространенный и удобный вид замков. Устанавливаются практически на всех современных многоскоростных велосипедных цепях. С этими замками часто случаются сложности при снятии. Когда я снимал такой замок руками в первый раз, то разбил руки в кровь, но замок так и остался на месте. Чаще всего встречается на цепях KMC, Sram, FSA. Что удивительно, Shimano такие замки не использует. Используются практически под любое количество скоростей от 1 до 11.

Как установить замок цепи с 2-мя симметричными частями

Поставить замок очень просто. Его не нужно защелкивать, так как мы это сделаем как только надавим первый раз на педаль. Но можете попробовать потянуть цепь в разные стороны, чтобы услышать щелчок замка. Главное, убедиться, что все части замка вошли друг в друга.

Как снять замок цепи с 2-мя симметричными частями

Чтобы снять симметричный замок, вам потребуются обычные плоскогубцы. Загибаем цепь так, чтобы она напоминала букву «П», где вершина буквы и есть наш замок. В этом положении нам нужно надавить на замок плоскогубцами наискосок (по диагонали), чтобы сдвинуть две части замка (прижимать плоскогубцами со сторон, где из щечки выходит пин). Метод работает идеально! И руки целы, и времени занимает 15 секунд.

Подробнее смотрите на видео:

Есть еще способ снятия с помощью рук , веревки или тросика — это когда пины обматывают веревкой и потом стягивают, но обычно «тугие» замки такими способами не открываются.

Когда нужно менять велосипедную цепь?

Значительно повысить срок службы всей системы, отвечающей за движение, позволяет хорошая смазка для цепи велосипеда. В то же время необходимо уметь подмечать моменты, когда она начинает нуждаться в обслуживании или ремонте.

Чрезмерный износ велосипедной цепи не только приносит постоянный дискомфорт во время езды, но также вызывает активную деформацию звезд. Если оставить изношенную цепь без внимания на длительный срок, это гарантированно приведет к потребности в замене целого набора дорогостоящих механизмов.

Чтобы максимально объективно оценить ее состояние, необходимо смотреть не на километраж, а прежде всего измерить длину всех ее звеньев. Длина цепи в нормальном состоянии равняется примерно 305 мм. Поводом для ее замены является ее растяжение до 308 мм и более.

Лучшие бренды

Недорогие съемники предлагают фирмы BikeHand, STG u ACME. Их производят на Тайване. Благодаря неплохому качеству и демократичной цене эти приспособления пользуются большой популярностью.

Более дорогие инструменты выпускают производители с мировым именем: M-WAVE (международный бренд), CYCLO (Англия).

Самые дорогие, удобные и качественные съемники кассеты — SHIMANO (Япония). Все перечисленные производители выпускают инструмент, подходящий для комплекта звезд этой же фирмы.

BikeHand изготавливает лучшие съемники.

Байки без замка цепи

Чтобы деталь снять, используют подручные средства, выполняя следующие манипуляции:

  • закрепить на столе обычные тиски;
  • цепь в них фиксируют, подложив с одной стороны гайку так, чтобы соотносились отверстие гайки и пин;
  • шуруп прикрепляют шляпкой с противоположной стороны;
  • пин проталкивают в гаечное отверстие при зажимании тисков шариком.

Совет:

чтобы снять деталь, недостаточно разомкнуть только одну сторону. Требуется звено отодвинуть, чтобы ее извлечь или продолжать попытки, добавив шар.

После удачной попытке (или неудачной), велосипедист понимает, насколько незаменимой является выжимка: если цепь с замком, которая требует ремонта, с велосипеда можно снять, то, касательно этой детали без замка, сделать это крайне сложно без выжимки. Приведенные инструкции в форс-мажорных ситуациях выручат, но потрудиться нужно изрядно.

Видео: Как разъединить, расклепать, разомкнуть, велосипедную цепь. Снять замок.

Байки, оснащенные замками

Проверить, имеется ли замок цепи, несложно. Требуется осмотреть звенья. Если обнаружено одно, отличающееся от остальных, значит, он имеется. Разъединяется замок цепи при смещении пинов на звеньях. Выполняется процедура руками или с использованием пассатижей. Действия при сборке проводят в обратной разборке последовательности.

Как укоротить цепь без выжимки?

Если специального инструмента нет, можно воспользоваться любым острым предметом достаточно малого диаметра, чтобы вытолкнуть соединительный пин. Это может быть гвоздь, шило или любой другой стальной прочный штырь, способный выдержать удар молотком. Кроме того, потребуется подставка – например, кирпич.

Действовать нужно аккуратно, чтобы не погнуть пластины звеньев цепи. Для обеспечения безопасности верхнюю пластину нужно упереть, просунув внутрь звена гайку или другой прочный кусок металла. Скорее всего, цепь предварительно придется снять с велосипеда. А для профилактики можно будет с заднего колеса, почистить, смазать ее и установить на место.

Необходимые инструменты

Специалисты в области различных лайфхаков и те, кто начал заниматься велоспортом еще в советское время для того, чтобы разъединить цепь, рекомендуют применить камень и гвоздь. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, для этого давно создан специальный инструмент – выжимка (chaintool). Она напоминает небольшие тиски без станины. Стоимость устройства более чем демократичная – 500–1000 рублей.

Практика показывает, что выжимки в «мультитулах» (особенно в дешевых) выдерживают максимум 3–5 применений. Поэтому для многодневного похода по местности со сложным рельефом лучше иметь в рюкзаке качественный инструмент, сделанный из высокопрочной стали.

Механизм действия выжимки предельно прост. Имеющийся упор не дает пластинам звеньев на цепи деформироваться и выгнуться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина). Поворотный винт без приложения значительных усилий его выдавливает.

Кроме основного инструмента, для того чтобы укоротить цепь велосипеда, потребуются ветошь, керосин и любая смазка (например, WD-40). Перед началом работы необходимо тщательно очистить механизм переключения передач. «Непрофессиональные» приспособления – молоток, гайки, гвозди и так далее используют только в крайнем случае.


Выжимка


Керосин


WD-40

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]