В статье будет рассказано о том, как сделать шлагбаум своими руками из подручных материалов. Конечно, материалы не совсем подручные – что-то вы найдете в своем гараже или сарае, а что-то придется купить в магазине. Для чего необходим шлагбаум? Главная его функция – это защита от посторонних автомобилей. Достаточно часто по дворам многоэтажек катаются машины, нарушая покой жильцов.
Чтобы избежать этого, можно поставить придомовой шлагбаум. Это позволит обезопасить жильцов, сделать пребывание детей во дворах более безопасным. Что касается открывания, то это можно сделать только специальным ключом или беспроводным брелоком – все зависит от того, какой способ отпирания выберете вы.
Где можно использовать?
А теперь давайте расскажем о том, в каких случаях разумно проводить монтаж шлагбаума. Чаще всего его ставят на территориях следующих объектов:
- Многоквартирных домов.
- Автомобильных стоянок.
- Дачных поселений.
- На запрещенных для въезда транспортных средств территориях.
- На въезде в заповедные зоны.
- На въезде в частные домовладения.
Иногда, чтобы снизить скорость проезжающих автомобилей, достаточно поставить «лежачего» полицейского. Но это не всегда эффективно, так как в некоторых случаях необходимо как можно сильнее ограничить движение транспортных средств по территории двора или участка.
Что касается шлагбаумов, то покупать их не нужно – промышленность выпускает такие образцы, которые будут не по карману рядовым владельцам. Дешевле сделать шлагбаум своими руками. Вы сами выбираете материалы, а следовательно, гарантируете высокую надежность изделия.
Что если ваше авто не пускают во двор вашего дома?
Шлагбаумы всегда были способом заработка, чаще всего незаконного. Сейчас некие дворовые объединения автовладельцев и другие сомнительные организации пытаются брать деньги за парковку во дворе у жильцов того же двора.
Логика простая: вы на шлагбаум не сбрасывались, места все распределены, кто первый встал, того и тапки, и вообще мы здесь власть.
Если вы – собственник жилья, то вас не могут не пустить во двор и запретить вам парковаться. В п. 1 ст. 262 ГК РФ четко сказано:
Участок, на котором стоит ваш дом – общая долевая собственность всех хозяев помещений в этом доме (ч. 5 ст. 16 Закона О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Все собственники помещений в многоквартирном доме могут пользоваться и распоряжаться этим участком (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Если соседи запрещают вам въезжать во двор, они нарушают законы. Никакое решение собрания жильцов, автовладельцев и прочих ответственных граждан не может противоречить российскому законодательству.
К количеству машин у собственника тоже никто не может придираться. Даже если это машины друзей, арендованные и так далее.
Если вы выступили против шлагбаума и не платили деньги за его установку и обслуживание, вам могут не выдать брелок от него. Но тогда ЖСК должен назначить ответственного, который будет каждый раз открывать шлагбаум перед вами.
Не открывают? Снимайте это на видео и вызывайте полицию, ведь ваши гражданские права нарушают. Систематически не пускают? Подавайте в суд на ЖСК. Вот одно из определений Верховного суда, на которое можно опираться.
Наконец, если вы не знали о собрании жильцов по поводу установки шлагбаума или считаете, что оно прошло с нарушениями, тоже можете обратиться в суд. Возможно, установку признают незаконной. Придется заплатить за демонтаж, потом сделать всё как положено и заплатить за повторную установку.
Разновидности шлагбаумов
Существует несколько видов устройств, которые выпускаются отечественными и зарубежными производителями. Конструкции не очень сложны, могут быть повторены в кустарных условиях. Итак, выделим такие устройства:
- Автоматические шлагбаумы.
- Электромеханические.
- Откатные шлагбаумы.
- Распашные конструкции.
- С ручным приводом.
- Гидравлические системы.
Отличаются все они не только по цене, но и по принципу функционирования. Конструкция любого шлагбаума состоит из таких компонентов:
- Центральный блок для управления.
- Механический редуктор.
- Электродвигатель.
- Балансир.
- Стойка.
- Стрела для шлагбаума.
Также некоторые конструкции имеют защитные механизмы, например:
- Фотодатчики и иные приборы для контроля и безопасности.
- Уловители.
- Автоматические системы.
- Защитные «юбки».
Краткое описание конструкций
Электромеханические шлагбаумы более востребованные, обладают следующими характеристиками:
- Работают в любых условиях, даже самых суровых.
- Конструкция не отличается сложностью.
- Работа бесперебойная.
Такие устройства практичны, если сравнивать с другими. Они обеспечивают освобождение проезда и ограждение, могут быть неплохой альтернативой для ворот.
Что касается гидравлических конструкций, то они обычно применяются для ограничения движения автотранспорта. Обладают конструкции такими параметрами:
- Непрерывно могут работать.
- Износостойкость на высшем уровне.
- Коэффициент использования тоже высокий.
- Абсолютная бесшумность при работе.
Откатные шлагбаумы – это антивандальные устройства, так как способны защитить какой-либо объект от механического воздействия. Активный элемент – стрела, которая выдвигается в горизонтальной плоскости, выполняет ограждающую функцию. При выборе и изготовлении таких шлагбаумов решающее значение имеет пространство, имеющееся на въезде. Использовать такие шлагбаумы удобно, любой человек может открывать и закрывать его без особых проблем. Что касается ручных конструкций, то в них отсутствует вспомогательный привод. На стреле ставится противовес, который поднимает ее.
Особенности установки
Установка механического шлагбаума должна проводиться в соответствии с действующим законодательством. Необходимо получить разрешение от жильцов на постройку. Нужно обратиться в госорганы, провести голосование за решение на собрании жильцов и составить смету.
С частными домами и промышленными объектами ситуация обстоит намного проще. Если строительство было одобрено или получено право на владение собственностью, хозяин может устанавливать на его территории что угодно. Для строительных работ понадобится ровная поверхность. Иначе есть риск перекоса конструкции.
Основание стойки нужно закрепить болтами. Его можно забетонировать, но тогда перемещение шлагбаума станет невозможным. Стрелу допускается изготовить не только из стали. Она может быть из дерева или пластика. Хорошей альтернативой стали является алюминий. Этот металл удачно сочетает в себе легкость и прочность. Краска для стрелы должна быть светоотражающей.
Подготовительные работы
Первым делом нужно сделать чертеж шлагбаума или эскиз. Это поможет впоследствии произвести расчеты всех компонентов и их выбор. Затем выбираете место расположения шлагбаума – его также рекомендуется указывать в схеме. Далее ставятся опоры, одна будет крепить блок, вторая – защищать стрелу от чересчур быстрого опускания. Стрела должна быть по длине такая, как расстояние между столбами.
Если самостоятельно не в силах сделать чертеж, то обратитесь к специалистам. На чертеже должны присутствовать такие элементы:
- Стрела.
- Осевой механизм.
- Стойка уловителя.
- Опорный блок.
- Блок крепежа.
Чтобы чертеж был более подробным, рекомендуется использовать вид сверху. При этом крайне важно продемонстрировать разрезы элементов. Особенно для тех случаев, если при изготовлении используются трубы, имеющие разный диаметр. Вы сможете облегчить поиск наилучшего варианта изготовления компонентов конструкции. Для осевого механизма необходимо составить отдельный чертеж. Чтобы не допускать ошибок, все размеры указывайте в миллиметрах.
Оцените запорный механизм типа «морской контейнер»
Выбирая конструкцию запора на ворота, полезно вспомнить механизм типа «морской контейнер». Его также можно увидеть на «фурах». С помощью такого устройства оба полотна распашных гаражных ворот будут закрываться плотно и надежно.
Механизм изготовлен по следующей схеме:
- на край открывающейся половины ворот установлена вертикальная труба, которая вращается в трех направляющих;
- направляющие в виде колец приварены к краю створки в центре и в 10 см от концов трубы;
- к обоим торцам трубы приварены фигурные крюки;
- к трубе, примерно посередине, также приварен патрубок длиной около 25 см в качестве ручки для вращения трубы;
- к каркасу ворот сверху и снизу приварены два фиксатора со штырями для крюков.
Как самому сделать и поставить подъемный механизм
Чтобы сделать своими руками шлагбаум во дворе, нужно смонтировать подъемный механизм.
Делается это в такой последовательности:
- По центру основной опоры сверлите отверстие при помощи твердосплавного резака.
- На второй опоре ставите ограничитель. Сделать его можно из любого подручного материала. Главная его функция – это ограничить перемещение стрелы.
- Далее в ось нужно поставить стрелу.
- На задней части стрелы нужно установить груз – противовес.
- После этого ставите всю конструкцию и фиксируете на бетонном основании.
- Окрашиваете всю поверхность шлагбаума. Рекомендуется окрашивать в красно-белые цвета, желательно составами с отражающими свойствами.
- Чтобы уменьшить негативное влияние атмосферы на краску, сверху нужно нанести пару слоев лака.
- Чтобы сделать автоматическое управление, потребуется пульт.
- Чтобы сделать полностью автоматическое управление, понадобятся датчики, которые реагируют на движение.
Когда конструкция будет установлена, можно приступать к настройке. Конечно, если вы поставили простейший шлагбаум с ручным управлением, никаких настроек делать не нужно. А вот если управление автоматическое, придется корректировать работу приводов.
Определяемся с материалами
Если принято решение делать и устанавливать шлагбаум самостоятельно, прежде всего необходимо определиться с основными материалами, которые будут использованы для его изготовления. Здесь может быть два варианта – дерево и металл.
Из дерева
Дерево имеет свои достоинства – это совсем небольшая стоимость и предельная простота конструкции деревянного механического заградительного устройства. Малый вес также является большим плюсом, говорящим в пользу выбора именно дерева, поскольку открыть и закрыть такой шлагбаум сможет кто угодно.
В тех же дачных кооперативах вполне могут быть женщины-водители, которые приезжают одни. Если на въезде нет постоянного работника, например, охранника, то водитель должен будет сам открывать проезд, и чем это проще и легче сделать, тем лучше.
С другой стороны, дерево слишком сильно подвержено негативным влияниям внешней среды. Для защиты от дождя необходимы обязательные пропитки и покраска; защита от ветра подразумевает утяжеление конструкции.
Чередование влаги и солнца, тепла и холода может привести материал в негодность уже через не слишком продолжительное время. К тому же дерево можно просто сломать или распилить.
Металлический
Металлический шлагбаум гораздо надежнее деревянного. Изготовление такого устройства обойдется дороже, но служить оно будет дольше и качественней.
Хорошая конструкция осевого подъемного механизма позволяет пренебречь большим весом. Антикоррозийные покрытия в виде лака и красок уберегут материал от образования ржавчины.
Металлический шлагбаум гораздо успешнее справляется с сильными ветрами, его практически невозможно сломать и повредить.
Монтаж и подключение автоматических шлагбаумов
Чтобы сделать шлагбаум своими руками, нужно подготовить бетонное основание. Именно оно сможет зафиксировать всю конструкцию. Никаких новшеств, все делается по старой и проверенной схеме. Выкапываете котлован, насыпаете подушку из песка, монтируете армирование и заливаете все это бетоном. Обязательно делаете гидроизоляцию.
При изготовлении автоматического шлагбаума во дворе необходимо сделать несколько манипуляций. В целом установка такая же, как и в прошлом случае. Вот только придется производить подключение электрической части, а именно:
- Надежно заземлить все металлические элементы.
- Проложить кабель по специальным каналам.
- Разместить панель управления на высоте около 0,3 м над поверхностью.
Если не уверены в собственных силах, обратитесь к опытным монтерам. В целом же, никаких сложностей монтаж всех систем не должен вызвать, главное — это придерживаться заранее составленного плана. Всегда ориентируйтесь на чертеж, подготовленный на первом этапе. Это позволит вам сэкономить время и силы, а самое главное — избежать перерасхода материалов.
Рассмотрим изготовление каждого из типов засовов более подробно
Устройство «Вертушки» своими руками
Вертушка — один из самых старых и популярных типов засова. Она может применяться на въездных или гаражных воротах, часто используется для запирания амбаров, сараев и других помещений, где имеются двустворчатые распашные ворота. Это самый «народный» и простой в изготовлении тип. Главное преимущество — его очень просто сделать самостоятельно.
Подобный засов для распашных ворот придется делать своими руками еще и потому, что промышленно их не выпускают. Он изготавливается отдельно для каждых ворот.
- Взять брус или стальную полосу (тонкий швеллер) необходимой длины. Рекомендуемая длина — примерно 2/3 ширины створки ворот, чтобы он захватывал не менее трети каждой створки для надежности. Обычно она равняется метру. Если это деревянный брус, то его толщина должна быть не менее 5 мм, если стальная полоса, то от 5 мм при ширине около 50 мм.
- В одной из створок, недалеко от края (60-100 мм), необходимо проделать сквозное отверстие под болт М10 — М12. Болт должен иметь широкую головку и достаточную длину (толщина ворот + толщина запорного бруса + толщина 2 шайб + место на 2 гайки).
- Головка болта должна быть не видна или иметь сточенные грани, чтобы ее нельзя было выкрутить снаружи.
- Брус или швеллер просверливается посредине и надевается на болт, закрепляясь контргайками.
- На обеих створках закрепляются неподвижные швеллеры, в которые брус или полоса входят при повороте. Прорези могут быть сделаны клиновидными, чтобы створки прочнее и легче притягивались при закрывании.
Данный тип засова характеризуется высокой прочностью, надежностью и прижимной способностью. К тому же он очень популярен у тех, кто стремиться делать все сам.
Толщина деревянного бруса должна для запора быть не менее 50 мм
Засов на ворота типа «шлагбаум»
Этот поворотный засов также используется часто. Он может быть изготовлен из деревянного бруса или железой полосы (швеллера).
- Разметить отверстие на полосе под отверстие для болта М10 — М12. Отверстие делается не посредине, как в предыдущем случае, а на расстоянии 60-80 мм от одного из торцов. Длина болта рассчитывается, как и в предыдущем случае.
- Размечается место под отверстие на створке ворот (приложив засов в двери по месту) и просверливается сквозное отверстие соответствующего диаметра. Следует учесть, что в данном случае болт несет силовую нагрузку, поэтому шляпка должны быть широкая, обеспечивая надежный упор болта.
Шляпка болта не должна выкручиваться снаружи. Поэтому она должна быть либо скрыта под покрытием, либо иметь сточенные грани
На створках делаются три захвата. Один — на той же створке, где крепится засов, рядом с торцом ворот. Второй — напротив него, возле торца второй створки, и третий — вблизи дальнего конца засова. При необходимости в нем могут быть сделаны проушины для навесного замка.
Как делается сдвижной засов для ворот
Это также очень распространенная конструкция. Когда-то такие засовы делали из дерева, но сегодня более распространенный материал — стальные полосы. Сделать его самостоятельно не сложно, имея набор инструмента и слесарные навыки.
- Взять стальную полосу длиной около 400 мм и шириной около 50 мм.
- Полоса должна двигаться в специальных пазах-направляющих. Эти направляющие можно закрепить на пластине при помощи сварки и затем засов прикрепить к створке саморезами или сваркой.
- После того, как засов закреплен на одной створке, на вторую закрепляется еще один паз, который и будет фиксировать вторую створку.
Данный вид засова часто снабжается дужкой для того, чтобы фиксировать его навесным замком.
Сделать самостоятельно засов типа «шпингалет»
Для засова лучше всего подойдет гладкий прут диаметром не менее 10 мм. К пруту крепится рукоятка, чтобы образовать Т-образную форму (проще всего — сваркой, но можно также просверлить в прутке отверстие, нарезать резьбу и закрутить в нее болт). Также необходимо подобрать стальную трубку с таким внутренним диаметром, чтобы поток входил в нее без задержек и люфтов.
- Нарезать трубку на три части — длинный (около 10 см) и два коротких (по 5 см).
- Приварить к одной из створок длинную трубку. На противоположной створке приварить более короткий отрезок, чтобы прут входил в него.
- Вставив прут в трубки до конца, на свободный конец надеть еще один короткий отрезок трубки и прикрепить сваркой. Убедиться, что ворота открываются и закрываются свободно.
- Чтобы в закрытом состоянии засов фиксировался, приварить металлическую пластину или уголок, фиксирующий ручку в этом положении. Можно дополнить пластину проушиной для навесного замка, чтобы фиксировать засов.